Педагогика и воспитание » Диалоговый подход к организации эвристического обучения

Диалоговый подход к организации эвристического обучения

Страница 3

На основе проведенного нами эксперимента по анализу диалоговой составляющей дистанционного обучения на базе Центра дистанционного образования "Эйдос" было выявлено, что уровень творческих способностей учащихся коррелирует со степенью мотивации учеников задавать вопросы и диалогизировать. Школьники, которые демонстрировали креативность в ответах на "недиалогические" задания, часто самостоятельно воплощали мысли в форме диалога.

Главное преимущество эвристического диалога в сравнении с традиционным ("поликультурная образовательная среда — монокультурный учащийся") заключается в создании условий для становления нового типа учащегося — ученика диалогизирующего. Умение вести диалог связано со способностыо школьника отделять знание от незнания, выдвигать цели своего обучения, выбирать необходимые для этого образовательные средства, рефлексировать. Ученик диалогизирующий — это ученик активный, сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается новое: знание, эмоция, творчество.

В этой связи можно заключить, что различные формы вопрошания учащегося в эвристическом диалоге позволяют значительно повысить степень его творческой самореализации, расширить границы применения самого эвристического обучения в массовой школе, сделать его существенной, неотъемлемой частью образовательного процесса.

Рассмотрим дидактические основы реализации эвристического диалога.

При изучении реального образовательного объекта учащимся предлагается сформулировать свои вопросы к нему. Например, в начале урока учитель объясняет школьникам, как и в какой последовательности лучше задавать вопросы, используя базисную триаду (Что? Как? Почему?). При этом педагог предупреждает аудиторию, что если будет нарушена вышеприведенная логика, то возникнет "встречный" вопрос.

Далее перед учениками в качестве реального образовательного объекта ставится главная проблема и приводятся ключевые слова, значение которых можно узнать с помощью соответствующих вопросов. Например, на уроке физики задание "Маятник с течением времени прекращает свои колебания" сопровождается ключевыми словами: математический маятник, скорость, ускорение, сила сопротивления, энергия.

Учебно-познавательная активность учащихся алгоритмизируется постановкой трех групп вопросов. Первая связана с выяснением смысла основных понятий и терминов, выраженных ключевыми словами (Что?). Вторая (Как?) — с нахождением корреляции между ними. Например: "Как связана скорость маятника с его энергией?". Третья предусматривает постановку учениками любых вопросов учителю с целью дальнейшего изучения темы (Почему?).

Вопрос, отражающий диалектический переход от знания к незнанию, содержащий знаниевый и творческо-деятельностный компонент, является критерием оценивания деятельности учащегося. При этом мы выделяем следующие типы вопросов как творческого продукта учеников: когнитивные (интенсивные), направленные на более глубокое изучение нового материала; экстенсивные, связывающие тему с другими темами; креативные. Последние направлены "в глубь" междисциплинарного знания. Например: "Можно ли утверждать, что угасание культуры народа носит экспоненциальный характер?".

Постановка целей является важнейшим элементом эвристической деятельности учеников и всегда основана на отделении знания от незнания. Образовательная цель учащегося получает свое концентрированное выражение в его вопросе. Такое целеполагание более эффективно по сравнению с традиционным, когда ученику предлагается выбрать из перечня предложенных целей те, которые он считает нужными. В этой ситуации вопрос формулирует не ученик, а внешняя инстанция, что ограничивает возможности эмоционально-ценностного компонента деятельности учащегося.

Диалог не только обеспечивает познание реального объекта, но и является необходимым и достаточным условием для сопоставления первичного образовательного продукта учащегося с его культурно-историческим аналогом. Для осуществления этой процедуры наиболее эффективными являются доказательства и опровержения утверждений (учителя, учебника), что соответствует вопросу "Как?". Например, учащемуся предлагается опровергнуть утверждение: "При наличии сопротивления среды колебания маятника будут незатухающими".

Третий этап эвристической деятельности учащегося предусматривает создание обобщенного образовательного продукта. Наиболее эффективными являются такие виды деятельности, как составление эвристических заданий, диалогов оппонентов и др. Например, на уроке истории ученику предлагается придумать фрагмент диалога между двумя оппонентами: первый считает, что история — это цепь случайных событий, второй — результат закономерности и необходимости.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Эмпирическое исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников
Целью квалификационной работы является исследование роли экранных образов в развитии агрессивности у дошкольников. В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования: у дошкольников, предпочитающих экранные технологии агрессивного содержания, среди значимых ценностей может преобладат ...

Особенности физической работоспособности и подготовленности подростков 13-14 лет
Физическая подготовленность является результатом физической подготовки. Уровень физической работоспособности определяется функциональными возможностями целостного организма и сердечнососудистой системой в первую очередь. Перестройка в структуре скелетных мышц не может не сказаться на мышечной работ ...

Подготовка учителя к работе с технологией
В своей статье «Как подготовить современный урок» Ю. В. Завельский дает определение урока. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru