Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников » Особенности воздействия экранных образов на детское сознание

Особенности воздействия экранных образов на детское сознание

Страница 2

Обилие актов насилия в фильмах разных тем и жанров создает впечатление, что ради их показа верстаются все остальные эпизоды и весь фильм в целом. Натурализм экранных зарисовок этих картин усиливает впечатление от изображения, размывает грань между действительностью и вымыслом. Культ силы порой трансформируется в садизм.

Существуют тысячи исследований в США и Европе, которые свидетельствуют, что сцены насилия на психику детей могут оказывать лишь негативное воздействие.

Детские психиатры и психологи убеждены в следующем:

- дети часто в игре или жизненных ситуациях подражают насилию, увиденному на экране,

- дети склонны отождествлять себя с отдельными жертвами или агрессорами и переносить эти роли в реальные ситуации,

- дети могут в результате увиденного счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем.

Детская картина мира как особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в отличие от прежних эпох формируется в условиях «информационного бума», в большей степени под мощным влиянием средств массовой информации, со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.

Именно сегодня предельно остро встают вопросы о последствиях влияния экрана – его физических, эстетических, психологических и др. параметров на, во-первых, соматическое развитие ребенка, во-вторых, на его ментальное развитие и, в-третьих, на его нравственное (духовное) становление.

Основные тенденции подобного влияния нам представляются в следующем:

Преобладание визуальной информации, идущей от плоского теле-, видео- и компьютерного экрана, не может не вызывать определенные деформации в складывающейся сенсорной системе ребенка, в процессах его восприятия и понятийного мышления.

Формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от экрана отчуждает его от живого общения со взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье.

Знаменателен в этой связи анализ детских рисунков «Моя семья», центральным мотивом которых за последние годы становятся телевизор и «видик» - именно они, любовно прорисованные детьми, как правило, занимают центральное место в рисунке, как бы символизируя «домашний очаг» или «членов семьи». При этом технократическое зачастую вытесняет человеческое - реальных членов семьи, людей вообще.

Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.

Экранные образы, запечатлеваясь в сознании, из источника информации превратились в источник трансформации картины мира современного ребенка, знаменуя собой переоценку традиционной системы ценностей и образа жизни. Это следующие духовные подмены:

а) мозаичность, «распадаемость» образов как агрессия по отношению к живым существам и материальным предметам вместо ценности живого и целостного мира;

б) конвейер шаблонных приемов и образов порождает китч вместо высокой эстетической потребности ребенка в прекрасном;

в) облегченное отношение к жизни и смерти вместо благоговения перед их тайной; размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении вместо меткой системы заповедей («если Бога нет, то все дозволено»);

г) ранняя сексологизация и эротизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;

д) инокультурные нормы и образцы вместо национальных традиций и ритуалов (например, предприимчивые герои мультфильмов Диснея вместо образов русских сказок или чудовищные Барби и Синди (ни дочки, ни подружки, а символы «общества потребления»!), воплощающие архетип блуда, вместо кукол-голышей, воплощающих исконный архетип материнства).

5. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей.

На основании проведенного исследования влияния теле-, видео- и компьютерного экрана на психоэмоциональное состояние детей и их родителей и визуализации детской картины мира можно подвести некоторые, итоги. Они свидетельствуют: об очевидных трансформациях картины мира в детской субкультуре. В ней появились сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающегося в преувеличенном отношении к деньгам, желании обогащаться любыми способами, не только заниматься бизнесом в будущем, но «работать в мафии»; во-вторых, вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни, с подавляющим преобладанием западных образов и моделей. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, но и собственной смерти – как о чем-то обыденном. Уже отмеченная тенденция к сексуализации как циничном отношении к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса, порнографизации языка и пр. И, наконец, демонизации детского сознания (через все органы чувств) – его раздвоение и расстроение, приучение и приручение к бесовским образам. Детей адаптируют, как бы подготавливают к визуализации демонического содержания мира и к их реализации - появлению в реальной жизни. Демонические образы активно внедряются в сознание, и детям это становится интересно, им это нравится, они это выбирают в экспериментальных ситуациях.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Мишени воздействия
Наиболее психологичной темой, несомненно, является проблема мишеней манипулятивного воздействия. В литературе посвященной манипулятивным технологиям, пишет в своей статье Лепский В. Е., обличению часто подвергается тот факт, что воздействие строится в расчете на низ­менные влечения человека или его ...

Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания
Нами был разработан комплекс упражнений, который направлен на развитие речевого дыхания. Время проведения упражнений во второй половине дня, в процессе игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи. Итоговое занятие по рисованию, познакомит детей с техникой Кляксографии. Название Упр ...

Тестовые задания и правила их построения
Тесты, являясь частью многих педагогических новаций, позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с ЭВМ и программно-педагогическими средствами тесты помогают перейти к более эффективному обучению и контролю знаний у ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru