Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире.
Техническое творчество позволяет не только отражать и воспроизводить, существующую природную реальность, но и создавать новую - техническую среду общества – своеобразную материальную среду жизнедеятельности людей. В процессе технического творчества происходит проверка научных знании, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. Применительно к техническому творчеству учащихся в его развитии к своей высшей форме - изобретательству - важно разработать такое его содержание, определить такие формы и методы включения учащихся в эту деятельность, чтобы развить у них черты личности, обеспечивающие творчество, вооружить их изобретательскими умениями, необходимыми техническими знаниями, соответствующими современному уровню развития техники и человеческого общества.
Методы, помогающие решить данную проблему.
В отличие от Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, американский психолог Д. Росман впервые обратил внимание исследователей на такие важные элементы процесса технического творчества, как усмотрение потребности и анализ её с использованием сбора информации, отведя ему самостоятельное место в структуре изобретательства. Схема творческого процесса изобретательства, опубликованная Д. Росманом в книге "Психология изобретательства" в 1918 году включает в себя семь этапов:
1. Усмотрение потребности или трудности.
2. Анализ этой потребности или трудности.
3. Просмотр доступной информации.
4. Формулировку всех объективных решений.
5. Критический анализ этих решений.
6. Рождение новой идеи - изобретения.
7.Экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и её конечное воплощение в вещах.
Эта схема оказала большое влияние практически на все более поздние структуры процесса технического творчества и технического творчества учащихся вплоть до наших дней.
По современным представлениям, человек постоянно находится под воздействием трёх полей: гравитационного, энергетического и информационного. Со стороны информационного поля на человека воздействуют различные потоки информации: сенсорный поток, который воспринимается органами чувств через первую сигнальную систему; вербальный поток устных и письменных слов (вторая сигнальная система); структурный поток, компонентами которого являются вода, пища, вдыхаемый воздух.
Под термином «информация» в настоящее время понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях. Информацию подразделяют на общественно-политическую, научно-техническую, патентную и т.д. В процессе технического творчества особенно значимой является научно-техническая и ещё в большей степени патентная информация.
Научно-техническая информация – это сведения об объектах науки и техники, их параметрах, свойствах и состояниях.
Патентная информация – это сведения о существующих технических решениях, признанных изобретениями или претендующих на такое признание.
Информация всегда предполагает существование её источника (для научно-технической и патентной информации это информационные и патентные бюллетени, реферативные журналы, описания изобретений и т.д.) и её потребителей (получателей).
Деятельность, включающая в себя систематическое исследование источников научно-технической и патентной информации (информации о технических решениях), анализ и классификацию необходимых для творческого процесса сведений, называется сбором научно-технической и патентной информации (сбором информации о существующих технических решениях).
Эту деятельность в процессе технического творчества многие исследователи, в отличие от Д. Росмана, не считают собственно творческой, исключают из структуры технического творчества и рассматривают как необязательный, вспомогательный, а иногда и ненужный, мешающий элемент. Ряду авторов не удалось чётко сформулировать своё отношение к роли и месту сбора информации в структуре технического творчества. Так, Г.С. Альтшуллер в 1961 г., критикуя схему работы над изобретением, предложенную Д. Росманом, писал: «В один ряд поставлены совершенно различные процессы, например, просмотр информации и рождение идеи изобретения. Получить информацию можно в библиотеке; тут в принципе всё просто и ясно. Иначе обстоит дело с рождением идеи». Ряд исследователей согласился с такой оценкой. Но уже в 1969г. Г.С. Альтшуллер предложил структурную схему процесса изобретательского творчества, включающую шесть стадий, каждая из которых может быть пройдена на 5 различных уровнях творчества. И одной из стадий был сбор информации, творческий характер которого (ранее вообще отрицавшийся автором) мог быть оценен по 5-уровневои шкале.
Другое по теме:
Педагогические взгляды Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотел ...
Исследование влияния игр на успешное усвоение грамматики в шестом классе
тарногской средней школы
Преддипломная практика по дополнительной подготовке в области иностранного языка (немецкий язык) проходила на базе МОУ «Тарногская СОШ» с 5 по 12 февраля 2009 года. Мы провели исследование в двух классах: 6 «б» и 6 «в». Исследование заключалось в изучении успешности усвоения грамматики с использова ...
Методика изменения учебной деятельности
При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности: Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процесс ...