Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Наблюдение - ведущий метод изучения природы

Наблюдение - ведущий метод изучения природы

Страница 3

А.Я. Герд в статьях о преподавании естествознания часто подчеркивал значение наблюдения для воспитания ребенка вообще и для понимания им окружающего мира. В книге " живые животные в школе" А.Я. Герд большое внимание уделял постановке опытов и проведению наблюдений с целью развития у школьников исследовательских навыков и вооружения их умениями самостоятельно решать учебные и практические задачи, а так же дал рекомендации для содержания в школе живых животных и проведения наблюдений за ними.

Природоведение имеет большие возможности не только для активной практической работы учащихся, но и для вовлечения их в несложную научно-исследовательскую работу. Дети в младшем школьном возрасте участвуют с большим интересом в самой разнообразной исследовательской работе. Ребенок, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может проводиться индивидуально (только с одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

Педагогическая эффективность наблюдений существенно возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. При такой постановке дела у младших школьников формируются и развиваются умение и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, возникают методы, стимулируется любознательность. Покажем это на примере наблюдений за погодой.

Погодные наблюдения ведутся систематически либо всеми учащимися, либо дежурными. Результаты наблюдений обязательно отражаются в классном календаре погоды по следующим элементам: температура воздуха; направление и сила ветра; степень облачности и типы облаков; виды осадков; атмосферное давление; высота снежного покрова. При наблюдении за погодой учащиеся должны пользоваться приборами: термометром наружным, анемометром, барометром-анероидом, снеговой рейкой. В начальной школе, когда дети еще не владеют приемами работы с приборами, необходимо обеспечить их поэтапное формирование. Можно выделить шесть этапов:

1. Тренировка на моделях приборов.

2. Тренировочные упражнения на приборах.

3. Тренировка в опознании условных метеорологических знаков и обозначений.

4. Графические изображения метеоэлементов.

5. Самостоятельное наблюдение погоды и фиксирование наблюдаемых явлений в календаре.

6. Выводы и обобщения по результатам наблюдений.

Задания для наблюдений учитель может подготовить в нескольких вариантах для каждого звена. В процессе проведения наблюдений учащиеся сравнивают наблюдаемые явления, сопоставляя проведенные наблюдения в зимнее время, ранней весной и осенью, и на основе этого готовят ответы и делают выводы.

В 4 классе школьников следует приобщать к ведению дневников фенологических наблюдений. Для фенологических наблюдений берут объекты, изучаемые на уроках природоведения. Это культурные растения, имеющие большое народнохозяйственное значение, дикорастущие растения и дикие животные, а также объекты неживой природы. Важное место в фенологических наблюдениях занимают практические работы по выращиванию растений.

Итоги фенологических наблюдений проводятся регулярно, один раз в неделю, что позволяет учителю осуществлять контроль за формированием у школьников умений наблюдать, подмечать самые характерные особенности в изучаемых объектах. Проверка дневников фенологических наблюдений позволяет учителю оценить прилежание школьников, их самостоятельность, аккуратность, ответственность и трудолюбие при выполнении заданий.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Закрепление знания о взаимообратных отношениях между числами, состав числа из двух чисел, меньших этого числа
Детей 6—7 лет знакомят не только со связями, но и с отношениями между смежными числами (на сколько одно из смежных чисел больше или меньше другого). От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материа ...

Констатирующий срез знаний учеников по теме: «Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атомов»
Задача 1. В какой группе и в каком периоде периодической системы элементов Д.И. Менделеева находится элемент с порядковым номером 42? Решение. Расположение элементов в периодической системе в соответствии со строением их атомов следующее: в первом периоде 2, во втором 8, в третьем 8. Третий период ...

История моделирования как метода познания
Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru