Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Наблюдение - ведущий метод изучения природы

Наблюдение - ведущий метод изучения природы

Страница 2

При подведении итогов показа фильма учитель может использовать не только экранную информацию, но и знания, полученные при изучении демонстрационных объектов. Такая работа позволяет выявить взаимосвязи в объектах, явлениях и процессах, что особенно важно для формирования научно-материалистического миропонимания, для развития познавательной активности и мыслительной деятельности школьников.

При изучении естествознания и экологии особенно велико значение наблюдений в природе, которые известный русский методист А.Г. Бабак назвала "высшей формой наглядности". Наблюдение в природе должно быть организовано и проводиться в соответствии с учебно-воспитательными задачами. Поэтому учителю необходимо заранее готовить учащихся к наблюдению, составлять для них задания о последовательности наблюдения. На первых прогулках в природу детей захватывает многочисленное количество впечатлений, разнообразие объектов, их красота и неизвестность. Роль учителя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить эти первые наиболее яркие впечатления и на их основе научить детей видеть красоту и разнообразие природы.

В начальной школе могут быть наблюдения за изменениями в живой природе в разное время года, за растениями на лугу, за изменением положения Солнца на небосводе в течение дня. Организуя, например, наблюдение за изменением растений осенью, учитель организует экскурсию в парк, лесной массив или на школьный двор и ставит перед учащимися цель: изучить по плану, какие изменения происходят с растениями осенью. План составляют заранее и вручают школьникам.

Младшие школьники при выполнении наблюдений овладевают приемами их ведения и фиксирования результатов, пользования приборами и инструментами: термометром, гномоном, вертикальным угломером и т.д. Однако обстоятельное описание процесса наблюдения им еще мало доступно. Поэтому при подведении итогов работы целесообразно использовать диалоговый метод - беседу.

Сложные и ответственные задачи по подготовке учащихся к проведению наблюдений стоят перед учителем. Но если ребенка научили и приучили наблюдать, у него не пропадает интерес к предмету - это позволит не только правильно понимать природу, но и любить ее, бережно относиться к ней.

Простые приемы наблюдений, как рассмотрение и распознавание формы, цвета, размера или других признаков предметов и объектов, дают возможность уже первоклассникам целенаправленно воспринимать изучаемое, находить в объектах общие или отличительные признаки и на основе информации, хотя и в элементарном виде, объяснить, какие характерные признаки объектов они видели при рассмотрении объектов.

Наблюдение связано со всеми методами обучения: наблюдение, на которое опирается учитель при изучении материала с помощью словесных методов; наблюдение за демонстрационными объектами; наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц, работы приборов); наблюдение исследовательского характера, связанное с постановкой опытов.

По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные) и фронтальные. В свою очередь, кратковременные наблюдения имеют название эпизодические. К ним относятся разовые наблюдения. Это, например, наблюдения за строением оврага, поведением птиц и пр. Чаще всего они проводятся на уроке, во время экскурсий, в уголке живой природы. В отличие от кратковременных наблюдений, длительные проводятся во внеурочное время. К длительным относят наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе, за высотой Солнца над линией горизонта и экологический мониторинг. Возможности для наблюдений неисчерпаемы, так как на каждом уроке или экскурсии, дома и т.д. учитель может дать задание для наблюдений.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Зарубежные дидактические системы прошлого
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также дидактическими системами. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Своеобрази ...

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе
Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателями все нов ...

Виды внеклассных мероприятий
Понятие о видах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru