Педагогика и воспитание » Активизация учебной деятельности младших школьников » Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Страница 3

По утверждению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность является свободной от каких-либо ограничений, дает возможность модернизировать правила, подгонять «под себя», что играющие постоянно и делают. Игра теряет игровой характер или утрачивает его, если функциональное содержание подчиняется лишь деятельности, которую игра воспроизводит, а не отражает чисто детские досуговые интересы, уничтожает свободные порывы и связанные с ним удовольствия. Дети способны «обходить» правила игры, обманывать партнеров ради успеха. И это плутовство - скорее доказательство сущности игры, ее отличия от реальной жизни, ибо достижение в ней все-таки символическое.

Названные виды игр не отражают всего разнообразия их, тем не менее, они позволяют учителю ориентироваться в многообразии игр.

Из сказанного вытекает, что игровая деятельность является основой учебного процесса. Она содействует всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка. С поступлением ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом деятельности должно стать учение. Учебная деятельность складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 11 лет. Организация учебной деятельности осложняется возрастными особенностями младших школьников. В этом возрасте у детей очень слабо развиты процессы абстрагирования, обобщения, сравнения, поэтому на уроках необходимо предлагать такие задания, которые бы развивали эти умственные операции.

Кроме того, важно помнить, что у детей в этом возрасте преобладает эмпирическое мышление: действие с конкретным материалом. Им еще достаточно трудно проникнуть в сущность (теоретическое мышление). Это следует учитывать при организации учебной деятельности.

У детей младшего школьного возраста достаточно прочно развита механическая память, которая за годы учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает логическая память.

В этом возрасте у детей развиваются мыслительные операции: анализ, синтез (труднее, чем анализ), сравнение (легче находят различия, чем сходства), классификация по отдельным существенным признакам.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго сильным и конкурирующим остается непроизвольное внимание.

Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Свои наиболее совершенные черты внимание показывает тогда, когда предмет или явление особенно интересны ребенку.

Все эти психологические особенности младших школьников следует учитывать при организации учебной деятельности, чтобы она была источником развития детей.

Для преодоления возрастных трудностей в учении широко должны использоваться игровые формы активности детей. Учебная деятельность младших школьников должна быть пронизана игрой, игровыми моментами. Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что в процессе обучения необходимо следовать природе детства. Если мы забудем о том, что дети не могут расстаться, со своей потребностью играть, то сделаем нашу методику не добрым путеводителем их в мире познания, а бездушной мачехой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Состав числа из единиц, порядковый счет
У детей подготовительной к школе группы закрепляют знания о составе из единиц чисел первого пятка, они изучают состав из единиц чисел второго пятка, учатся устанавливать отношение между единицей и числом (6 — это 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1). Как и в старшей группе, вначале показ состава числа из единиц ...

Дидактические открытия XXI века
Предметом дидактики (дидактической системы) является обучающая деятельность, её содержание, формы, методы и средства. Главная задача дидактики – комплексная оптимизация всех параметров обучающей деятельности. Важнейшей дидактической функцией обучения является функция прогнозирования промежуточных р ...

Педагогический аспект
"Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели" - так считал Карл Орф Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru