Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Формирование умственных действий младших школьников

Формирование умственных действий младших школьников

Одним из эффективных способов развития мышления младших школьников - целенаправленное формирование у них умственных действий в процессе обучения. Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, представляется следующим образом:

1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а так же с требованиями, которым оно, в конечном счете, должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.

2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки в каждом.

3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи.

4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком "про себя".

5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Учитель очень часто на уроках предлагает ученикам что-то сравнить, провести анализ или сделать вывод, обобщить. Развивающий эффект будет гораздо выше, если, перед тем как предложить учащимся что-нибудь сравнить, учитель назовёт (напишет на доске) те операции, которые надо для этого совершить. Затем даст задание, где необходимо выполнить ту или иную операцию. Обязательным условием при этом выступает чередование реального осуществления мыслительных операций и их словесного объяснения.

Например, умственное действие сравнение состоит из следующих операций:

Определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель.

Выделить различные признаки сравниваемых объектов.

Определить возможные линии сравнения в соответствии с поставленной целью и обнаруженными признаками.

Установить общие признаки по каждой из намеченных линий сравнения.

Определить степень существенности общих и особенных признаков по каждой линии сравнения.

Соотнести полученные данные по всем линиям.

Сформулировать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью.

Структура умственного действия обобщения состоит из следующих операций:

1. Определить, для чего должно быть совершено обобщение.

2. Определить различные признаки обобщаемых объектов.

3. Выделить общие признаки обобщаемых объектов в соответствии с намеченной целью.

4. Определить степень существенности выделенных общих признаков в соответствии с поставленной целью.

5. Сформулировать вывод об общности объектов или о возможности включения данного объекта в систему родственных по существенному признаку объектов.

Структура умственного действия классификации включает в себя следующие операции:

Определить, для чего должна быть проведена классификация, какова ее цель.

Определить различные признаки объектов, подлежащих классификации.

Сравнить между собой объекты по общим и особенным признакам (выполнение этой операции включает в себя систему операций умственного действия сравнения) в соответствии с поставленной целью.

Выделить линии или основания для классификации в соответствии с намеченной целью и обнаруженными общими или особенными признаками и назвать их.

Разделить объекты по намеченным линиям или основаниям.

Назвать каждую выделенную группу объектов.

Сформулировать вывод о том, что разделение объектов по намеченным основаниям и объединение их в группы произведено в соответствии с поставленной целью.

Можно сделать вывод, что операций в каждом умственном действии много. Естественно, что младшим школьникам не следует предъявлять всё сразу. Это надо делать постепенно, но систематически, на разных учебных предметах, и тогда каждая последующая операция будет усваиваться быстрее и успешнее. При этом важно донести до ученика, что если он научится чётко выполнять то или иное действие, то будет глубже понимать учебный материал и лучше учиться, у него будет активно развиваться мышление.


Другое по теме:

Результат исследований особенностей эстетического воспитания дошкольников
Высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность – искусство. Оно утверждает прекрасное в жизни. Задача искусства – раскрыть подлинную, порой не бросающуюся в глаза красоту человека, явление природы, творения рук человеческих. Знания о различных видах ис ...

Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влия ...

Методические основы обучения иностранному языку
В методике преподавания иностранных языков существую 4 основных подхода: коммуникативный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный. Каждый из этих подходов для решения, вопросов связанных с обучением говорению, ставит на первое место один из аспектов современного образования: н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru