Педагогика и воспитание » Использование ролевой игры при обучении диалогической речи учащихся » Психолого-педагогические основы игровой деятельности

Психолого-педагогические основы игровой деятельности

Страница 5

Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учащихся сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам – взять у него интервью. Причем ученики- репортеры могут задавать те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответах на эти вопросы. Как в первом случае, учитель может давать инструкции и помогать учащимся по ходу ролевой игры.

Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие. Учитель называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие аспекты темы. Учитель может разделить класс на группы, предложить каждой группе выбрать ситуацию и дать время на подготовку. При этом, если потребуется, он помогает учащимся распределить роли, обсудить, что может быть сказано в выбранной ситуации или оказать какую- либо другую помощь.

В результате учащимся с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.

Работа над ролью у разных учащихся протекает по–разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую форму подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.

Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она:

способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;

усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;

дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

Поэтому использование ролевых игр на уроках иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

При симуляции коммуникативных ситуаций из общественной практики учащиеся часто исполняют чужие роли. Определяющий фактор состоит в причине, что, по меньшей мере, собеседник/собеседница использует иностранный язык в качестве родного языка. Из этого факта следует, в конце концов, необходимая мотивация для учащихся, которые вынуждены использовать иностранный язык для общения с собеседником.

Вместе с тем на первом месте не решение проблем, а овладение иностранным языком, как средством общения. Таким образом, «ролевая игра – это симулирование реальных коммуникативных ситуаций на уроке иностранного языка». Тем не менее, собеседник на основании представленной ситуации связан с иностранным языком. Исходя из этого, возрастает мотивация овладения иностранным языком через использование ролевой игры.

Так как понимание ролевой игры определяет область относительно свободного использования коммуникативных ситуаций, то ролевые игры помогают наряду с вышеназванными коммуникативными ситуациями осуществить следующую цель современных уроков иностранного языка: развитие самостоятельности и креативности учащихся. Целеполагание тесно связано с ролевой игрой, и каждый учащийся имеет возможность через относительно свободное оформление симулированной коммуникативной ситуации самостоятельно определить содержательный аспект и иноязычные формулировки.

В ролевых играх школьник развивается умственно и физически, становится целеустремленным, сообразительным, веселым и находчивым. В ролевой игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка.

Степень полезности большинства ролевых игр, как средства воспитания и обучения зависит от методики и техники их организации, а главное от ее качества.

Итак, в первой главе нами были раскрыты понятия «игровая деятельность», «игра», приведены классификации игр. Дано понятие ролевой игры и рассмотрены виды ролевых игр, о чем подробнее будем говорить в следующей главе, поскольку нам интересны ролевые игры относительно предмета «иностранный язык».

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Экспериментальное исследование особенностей эстетического воспитания дошкольников
Основные методы эстетического воспитания можно объединить в следующие группы: 1. Методы и приемы формирования элементов эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т.д. Например, слушание музыкального произведения, рассматривание картины или иллюстрации, беседы и т.д. 2. При испол ...

Формирование организационных умений познавательной деятельности как условие подготовки школьников к самообразованию
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д. Ушинский. " .Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания . ...

Стадии социально-педагогической деятельности
С целью выявления психолого-педагогических условий формирования межэтнической толерантности учеников нужно исследовать содержание, формы, методы, технологии обучения, а также психологические и возрастные особенности подростков, – все то, что влияет на эффективность воспитательного процесса, направл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru