Педагогика и воспитание » Использование ролевой игры при обучении диалогической речи учащихся » Психолого-педагогические основы игровой деятельности

Психолого-педагогические основы игровой деятельности

Страница 2

Итак, ценность игровой деятельности заключается в том, что в ходе игры учащиеся часто преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением. При правильной организации игровая деятельность является школой жизни, школой труда и общения учащихся в коллективе.

Игру люди использовали с древности. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Известно, что она всегда являлась и является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения.

Игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.

«Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей».

По определению, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Игра – средство многогранное. О ней мы знаем далеко не всё. Но с уверенностью можно говорить, что это самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.

Таким образом, можно сказать, что игра это исторически возникший вид деятельности детей, являющийся одним из универсальных, эффективных и гибких приемов обучения, который позволяет решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.

Сложность кроется в природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентация на результат не внутренний игровой, а практический. На помощь в теоретическом плане и в практическом отношении приходит разграничение игровой деятельности и целенаправленной игры, игры с правилами подчиненной достижению заранее намеченного результата.

Отличные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости учеников. Но нельзя забывать и другое, что «игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей: к искусству или технике, а способности к творчеству в целом».

В отличие от игровой деятельности целенаправленная игра содержит помимо цели момент состязательности. Устоявшееся в мировой педагогике понимание игры охватывает любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыша, победы, приза).

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, конкуренция;

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В человеческой практике игра выполняет такие функции:

развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;

функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональные коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Будучи введенной, в систему традиционного обучения, учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую,

- мотивационно – побудительную,

-ориентирующую,

-социализации.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Игре как процессу присущи следующие параметры:

-игровые действия как средство реализации этих ролей;

-игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми или условными;

-реальное отношение между играющими;

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Методические приёмы формирования элементарных математических знаний, по разделам
В начале учебного года целесообразно проверить, все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением оди ...

Средства и методы развития гибкости
Гибкость – подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости: – активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям; – пассивную, максимальная величин ...

Пастель
Пастель — цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, или картины, исполняемые такими карандашами на шероховатой цветной бумаге, на бумаге, покрытой слоем пемзы (papier pumicif); на дереве с такой же поверхностью, на шероховатой веленевой коже, пергаменте, различных материях и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru