Педагогика и воспитание » Методика преподавания литературной сказки в средней школе » Литературная сказка в современной школе

Литературная сказка в современной школе

Страница 1

Изучение литературной сказки в современной российской школе представлено в основном обращением к творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина. В среднем, на работу с произведениями этого автора в различных программах выделяется от трех до пяти уроков, в ходе которых рассматриваются такие сказки как "Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь"; в программе к этим произведениям авторами предлагают обратиться к следующим вопросам:

элементы народной сказки в повествовании

сатира на социальные и нравственные пороки общества

осуждение покорности народа

Также, в программе Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого есть обращение к сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", в работе, с которой ученикам дается возможность поразмышлять о понятиях "взрослость" и "детскость" как критериях человечности.

В программе под редакцией В.Я. Коровиной предусмотрено изучение сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители", в рамках работы с которой, рассматривается нравственная дилемма главного героя, ослушавшегося курицу, и потерявшего доверие сказочных персонажей.

"Черная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского в историко-литературном контексте

"Черная курица, или Подземные жители" - волшебная повесть - сказка для детей, написанная Антонием Погорельским в 1829 году, - явилась первым классическим произведением детской литературы на русском языке.

Автор сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого, воспитанию которого он уделял много внимания. Имя героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке, как отмечают многие исследователи, прослеживаются автобиографические мотивы, так как в детстве писатель, как и его герой, был помещен на короткий срок в закрытый пансион, из которого сбежал, не выдержав разлуку с домом.

Об этом событии в жизни писателя до сих пор ведутся споры. О пребывании его в петербургском пансионе есть только два коротких свидетельства, одно из которых принадлежит графу Ф.П. Литке, воспитаннику того же пансиона, который, однако, провел в пансионе Мейера годы с 1803-го по 1809-й, когда Алексей Перовский уже покинул пансион. Тем не менее, свидетельство Литке поддержано и дополнено в небольшом очерке о Погорельском, построенном на рассказах племянника писателя Н.М. Буда-Жемчужникова.

Публикация "Чёрной курицы" в 1829 году была встречена положительными отзывами прессы, хотя и не стала столь заметным явлением, как появление "Лафертовской маковницы". Зато после смерти автора "Чёрная курица" со временем стала самым известным произведением Антония Погорельского и обеспечила бессмертие его имени.

По мнению М. Турьян, "Черная курица" - плод синтеза двух топосов: фольклорного и мифологического" (М. Турьян, с.220). Однако эта точка зрения является неполной, так как в этой волшебной сказке есть и третья составляющая - литературная, берущая свое начало в немецком романтизме, а если конкретнее, в творчестве Э. Т.А. Гофмана. Его влияние, как мы уже отмечали, чувствуется и в других произведениях Погорельского, но особенно заметно проявление Гофмановских традиций в сказке "Черная курица или подземные жители".

Сюжет сказки, как и сказок Гофмана, например, "Щелкунчика", имеет две линии повествования - реальную и сказочно-фантастическую, сочетание которых и определяет сюжет произведения.

Главный герой сказки - Алеша, мальчик 9-10 лет, обучающийся в мужском пансионе, вдали от дома. События сказки происходят в рождественские каникулы, как и в сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". И Гофман, и Погорельский исходят при этом из расчёта на читателя, знакомого с традициями празднования Рождества и с тем ожиданием волшебства и чудес, которое связано с этими традициями и с детских лет живёт в читательской памяти.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Формирование нравственности учащихся
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть опр ...

Иностранный язык – специфический учебный предмет
Говоря о трудностях обучения иностранному языку, нельзя не рассмотреть понятие языка. И.А. Зимняя предлагает следующее определение языка: язык – это «сложное системное уровневое образование, посредством которого формируется понятийное (вербальное) мышление человека и опосредуется развитие всех его ...

Особенности мыслительных операций умственно отсталых школьников 5-8 классов
Цель данного психологического эксперимента сводится к тому, чтобы определить обладают ли ученики вспомогательной школы приемами доказательного мышления. Цель обусловила следующие задачи исследования: 1. Проанализировать состояние проблемы в специальной литературе. 2. Выявить степень владения ученик ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru