Педагогика и воспитание » Методика преподавания литературной сказки в средней школе » Литературная сказка в современной школе

Литературная сказка в современной школе

Страница 1

Изучение литературной сказки в современной российской школе представлено в основном обращением к творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина. В среднем, на работу с произведениями этого автора в различных программах выделяется от трех до пяти уроков, в ходе которых рассматриваются такие сказки как "Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь"; в программе к этим произведениям авторами предлагают обратиться к следующим вопросам:

элементы народной сказки в повествовании

сатира на социальные и нравственные пороки общества

осуждение покорности народа

Также, в программе Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого есть обращение к сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", в работе, с которой ученикам дается возможность поразмышлять о понятиях "взрослость" и "детскость" как критериях человечности.

В программе под редакцией В.Я. Коровиной предусмотрено изучение сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители", в рамках работы с которой, рассматривается нравственная дилемма главного героя, ослушавшегося курицу, и потерявшего доверие сказочных персонажей.

"Черная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского в историко-литературном контексте

"Черная курица, или Подземные жители" - волшебная повесть - сказка для детей, написанная Антонием Погорельским в 1829 году, - явилась первым классическим произведением детской литературы на русском языке.

Автор сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого, воспитанию которого он уделял много внимания. Имя героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке, как отмечают многие исследователи, прослеживаются автобиографические мотивы, так как в детстве писатель, как и его герой, был помещен на короткий срок в закрытый пансион, из которого сбежал, не выдержав разлуку с домом.

Об этом событии в жизни писателя до сих пор ведутся споры. О пребывании его в петербургском пансионе есть только два коротких свидетельства, одно из которых принадлежит графу Ф.П. Литке, воспитаннику того же пансиона, который, однако, провел в пансионе Мейера годы с 1803-го по 1809-й, когда Алексей Перовский уже покинул пансион. Тем не менее, свидетельство Литке поддержано и дополнено в небольшом очерке о Погорельском, построенном на рассказах племянника писателя Н.М. Буда-Жемчужникова.

Публикация "Чёрной курицы" в 1829 году была встречена положительными отзывами прессы, хотя и не стала столь заметным явлением, как появление "Лафертовской маковницы". Зато после смерти автора "Чёрная курица" со временем стала самым известным произведением Антония Погорельского и обеспечила бессмертие его имени.

По мнению М. Турьян, "Черная курица" - плод синтеза двух топосов: фольклорного и мифологического" (М. Турьян, с.220). Однако эта точка зрения является неполной, так как в этой волшебной сказке есть и третья составляющая - литературная, берущая свое начало в немецком романтизме, а если конкретнее, в творчестве Э. Т.А. Гофмана. Его влияние, как мы уже отмечали, чувствуется и в других произведениях Погорельского, но особенно заметно проявление Гофмановских традиций в сказке "Черная курица или подземные жители".

Сюжет сказки, как и сказок Гофмана, например, "Щелкунчика", имеет две линии повествования - реальную и сказочно-фантастическую, сочетание которых и определяет сюжет произведения.

Главный герой сказки - Алеша, мальчик 9-10 лет, обучающийся в мужском пансионе, вдали от дома. События сказки происходят в рождественские каникулы, как и в сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". И Гофман, и Погорельский исходят при этом из расчёта на читателя, знакомого с традициями празднования Рождества и с тем ожиданием волшебства и чудес, которое связано с этими традициями и с детских лет живёт в читательской памяти.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Олигофрения-недоразвитие ложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характ ...

Сущность подготовки к обучению грамоте
Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоци ...

Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 – до 6 лет. Эт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru