Новая педагогика » Содержательный анализ массовых школьных учебников по геометрии как форма методической и учебно-методической работы » Образовательное значение критики школьного учебника в обучении педагогов математиков

Образовательное значение критики школьного учебника в обучении педагогов математиков

Страница 2

Почему учебник А. В. Погорелова?

По учебнику А. В. Погорелова училось большинство студентов. Таким образом, решаются задача привлечения личного опыта и массовость.

На 3 и 4 курсе студенты получают задание написать критику школьного учебника. Через такую постановку задания снимается некоторый страх, переросший из уважения, к своим школьным учебникам и к учебникам вообще.

Часто работы студентов начинаются именно с описания подобных сложностей. «Честно говоря, мне трудно критиковать какой – либо учебник, по которому я училась», студентка 3 курса .

Преодоление такого страха, уважения перед учебником дает возможность критического взгляда, без которого невозможно проектирование, например проектирование уроков развивающего обучения, невозможно без критического отношения к учебнику, к текстам, и к своему пониманию.

Критикуя учебник, студенты начинают относиться к учебнику как к целостному тексту, описывая структуру глав и пытаясь понять причины именно такого расположения.

Например «Учебник построен в следующем виде: сначала изложены все темы параграфа, затем даны контрольные вопросы к параграфу и только потом задачи, изложенные подряд для всего параграфа. Такое построение учебника затрудняет самостоятельное изучение темы и подбор задач для определенной темы. В учебнике отсутствуют любые примеры, с помощью которых было бы легче разбираться с трудными для ученика заданиями».

Еще один аспект написания работ по критике учебника – оформление опыта. Окончив школу, выпускник, или теперь уже студент, по отношению к учебе в школе имеет в основном переживание и воспоминание. Через написание текста и обсуждения своих школьных (образовательных) ситуаций на семинарах эти переживания оформляются как опыт.

Кроме того, для написания работы по критике учебника, студенты необходимо занять позицию и четко ее удерживать. Здесь под позицией мы понимаем, прежде всего, ответ на вопрос «Что свое?» и действие которое лежит в этом содержании и в этих основаниях.

Критикуя учебник, студенты вспоминают свои переживания, в результате чего написанные ими тексты больше похоже не на критику, а не пересказ своих ощущений.

Это подтверждает следующее высказывание «Формулировка теоремы довольно странная, особенно фраза «равны соответственно». Школьников данная фраза просто шокирует. И обычно родители тратят много времени на ее разъяснения (личный опыт). Далее идет доказательство - просто шедевр. Когда я прочитала его несколько раз, то поняла, что там доказывают фразу «равны соответственно».

Вот пример еще одного воспоминания ощущений «… я то занималась именно по такому учебнику и я помню, какое впечатление он на меня производил» . «Геометрия для школьников является очень трудным предметом. Для меня он тоже был непонятен».

Немногим студентам удается прорваться до критики. Из опыта видно, что критические работы пишут студенты, у которых была ситуация, когда они занимали «место» (еще не позицию) учителя, педагога. Вспоминая эти ситуации студент пишет более позиционный текст. Примером таких текстов, могут быть тексты Баженовой К и Черненко Т.В.

На приведенных примерах видно, что без строгого задания позиции студенты скатываются в обыденное представления. Если задана собственная позиция, хотя бы игровая, то есть возможность выстроить диалог с позицией автора, восстановить его основания. Если позиция не задана и критика происходит из обыденного сознания, то не различаются отношения понятно не понятно и согласен не согласен, кроме того отношение согласен не согласен склеивается с отношением нравится не нравится.

Этап описания переживаний и перевода их в опыт важен и не может быть пропущен. Поэтому мы предлагаем четко разделить задачи критики по годам.

На 3 курсе написание критики преследует цель переведения переживаний в опыт. Поэтому задание на критику для студентов может быть сформулировано предельно абстрактно: «напишите критику учебника». На этом этапе важна рефлексивная позиция по отношению к своему образованию.

На 4 курсе целью критики может быть позиционирование, или удержание позиции. Исходя их этих целей, задание должно содержать некоторые основания для выбора позиции. Это могут быть основания, выделенные во 2 главе нашей работы; реализация аксиоматического подхода, полнота вводимой теории, оформление адекватное возрасту, адекватность материала культурным задачам преподавания.

В работе показано, что А. В. Погорелов при попытке построения учебника в аксиоматическом подходе очень сильно меняет сами аксиомы евклидовой геометрии, о чем можно говорить, сравнивая аксиомы А. В. Погорелова с приведенными во второй главе культурными аксиомами евклидовой геометрии.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Анализ программы и посещённых уроков по ручному труду
Обучение труду в младших классах специальной коррекционной школы направлено на решение следующих задач: 1)воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и других). 2) уважение к людям труда; 3)сообщение элементарных знаний о видах труда, ф ...

Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном учреждении дети должны не только обучаться практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получать необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных ...

Программа «Пралеска» - первая национальная программа воспитания и обучения в детском саду
Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И. Васильевой создана первая национальная программа «Пралеска». Основными задачами программы являются: - охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни; - обеспечение полноценного св ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru