Педагогика и воспитание » Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 2

— Самоопределение в позициях ( складывание микрогрупп)

— Объявление условия: позицию в процессе коммуникации можно менять

— «Запуск» полипозиционного общения

— Организация рефлексии: кто поменял позицию? Почему? Кто был готов поменять позицию? Почему не сделал этого? Кто нашёл свою позицию сразу? Вы уверенны в своём выборе или есть «тень сомнения»? Достаточно ли одной позиции для полноценного понимания текста? Почему позиции кооперируются или конфликтуют друг с другом? Что даёт полипозиционность?

Игровая процедура «Пойми меня» состоит из следующих элементов:

1. Чтение текста (просмотр фильма);

2. Высказывание своей точки зрения первым желающим;

3. Установление правила: каждый может высказать своё мнение только после того, как он передаст мысли и чувства, выраженные говорившим до него, так, что последний выразит согласие с пересказом;

4. Продолжение дискуссии с соблюдением установленного правила.

5. Игровая рефлексия: легко ли встать на точку зрения другого? Менялось ли что – либо в вашей позиции после воспроизведения позиции другого? Стали ли вы лучше понимать других?

Игровая процедура « Автора! »:

1. Знакомство «автора» (одного или нескольких членов класса ) с предполагаемым к обсуждению текстом.

2. Беседа учителя с «автором» (выявление особенностей прочтения и понимания).

3. Знакомство класса с текстом.

4. Выступление «автора».

5. Диалог одноклассников с «автором» в форме пресс – конференции с обратной связью.

6. Рефлексия: возможно ли понимание читателем авторского замысла? Есть ли разница между смыслами автора и читателя? В чём она проявляется? Принимаете ли вы позицию автора? Почему?

3. Организации активной познавательной деятельности школьников при формировании толерантного сознания способствуют проблемные задания. Например, на уроках затрагивающих этнонациональные проблемы в России можно предложить такие задания:

Перед вами – текст с ошибками (тема – «Польский вопрос в девятнадцатом веке»). Попытайтесь найти их и классифицировать, используя следующий перечень:

А) неверно соотнесены даты и события;

Б) указаны исторические деятели, не имевшие отношения к описываемым событиям;

В) искажены географические названия;

Г) названы термины, не имеющие отношения к описываемой эпохе;

Д) оценки характера и действий отдельных людей перенесены на целые народы;

Е) автор смотрит на прошлое с предвзятой точки зрения.

После присоединения по решению Венского конгресса большей части Польши к России Александр Первый предоставил ей самые широкие права самоуправления. У Польши были свой сейм (парламент), своя армия, своя конституция – самая либеральная в Европе. Но кичливые и неблагодарные поляки, не желая жить под властью православного императора, подняли в 1830 году бунт.

Россия была вынуждена подавить польскую смуту, захватив центры мятежа – Варшаву и Краков. За неуважение к дарованным правам поляки были их лишены. В 1863 году они вновь взбунтовались и пытались заручиться поддержкой враждебных России иностранных держав. Мятежники опять были разбиты. Тем не менее в Польше была проведена крестьянская реформа, и польские крестьяне получили свободу и землю.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Особенности организации работы на уроках математики в подготовительной к школе группе
В детском саду работу по формированию элементарных математических представлений начинают со второй младшей группы. Детей знакомят со способами установления качественных и пространственных отношений между предметами реального мира, учат считать, прибавлять и вычитать в пределах десяти, измерять длин ...

Учение как деятельность
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как ...

Педагогические основы нравственного воспитания
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — считает И.Ф. Харламов . Термин «нравствен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru