Педагогика и воспитание » Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 1

В настоящее время в ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема формирования толерантного сознания школьников. Актуальность обусловлена потребностью общества в толерантном человеке, способном строить коммуникацию на основе признания и уважения разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды.

Формирование толерантности невозможно без творческого развития личности каждого ученика. В связи с этим необходима такая методика обучения, которая бы помогла ребёнку накопить впечатления, осознать, что они эмоционально воздействуют на каждого человека по-разному и что необходимо считаться с индивидуальностью каждого, уважать достоинство, проявлять толерантность. Большую помощь в этом окажет организация совместной деятельности учащихся. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида. Сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми, является необходимым условием психического развития ребёнка, формирования его коммуникативной компетентности, толерантности. Осознанность восприятия школьниками сущности и значения толерантности в отношениях между людьми зависит от того, как организована учебная работа, в какой мере она предполагает активную деятельность школьников, определение ими своих позиций.

Активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить эффективность работы над формированием толерантного сознания школьников, помогут следующие приёмы:

v Учебные и деловые игры;

v Игровые ситуации;

v Проблемные задания;

v Неоконченные предложения;

v Мозговой штурм.

1. Несмотря на то, что методика ролевых и деловых игр достаточно широко применяется в обучении, при её апробации в процессе формирования толерантного сознания, возникает ряд трудностей:

— оценка деятельности учеников, так как оценивать мировоззрение представляется, по меньшей мере странным;

— нужны особые отношения между учеником и учителем, они должны выступать как равные, какое бы то ни было давление недопустимо;

— лучше если игра будет проводиться в малых группах (7 – 8 человек). Это обеспечивает свободную атмосферу и возможность проявить себя для каждого участника обсуждения. Лучше, на наш взгляд, если состав групп в разных играх будет меняться.

— особая роль принадлежит ведущему. Он ни в коем случае не должен «давить» на детей своим авторитетом. Его функции – вести обсуждение в нужном русле и помогать ребятам: в распределении игровых ролей, преодолении организационных трудностей, подведении итогов работы.

2. Для экономии времени можно использовать элемент игры – игровую процедуру. Например, игровая процедура «Поиск позиции» предполагает:

— Чтение текста (или просмотр фильма)

— Определение «веера» возможных позиций по отношению к нему (от самых простых: нравится – не нравится, понятно – не понятно, задело – не задело, к более сложным: «оптимист» - «пессимист»; «автор», «читатель», «критик», «цензор» и т. п. )

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
Согласно составленному плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических качеств с использованием подвижных игр. Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и ...

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках ...

Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения у детей с элементами общего недоразвития речи
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru