Педагогика и воспитание » Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 1

В настоящее время в ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема формирования толерантного сознания школьников. Актуальность обусловлена потребностью общества в толерантном человеке, способном строить коммуникацию на основе признания и уважения разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды.

Формирование толерантности невозможно без творческого развития личности каждого ученика. В связи с этим необходима такая методика обучения, которая бы помогла ребёнку накопить впечатления, осознать, что они эмоционально воздействуют на каждого человека по-разному и что необходимо считаться с индивидуальностью каждого, уважать достоинство, проявлять толерантность. Большую помощь в этом окажет организация совместной деятельности учащихся. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида. Сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми, является необходимым условием психического развития ребёнка, формирования его коммуникативной компетентности, толерантности. Осознанность восприятия школьниками сущности и значения толерантности в отношениях между людьми зависит от того, как организована учебная работа, в какой мере она предполагает активную деятельность школьников, определение ими своих позиций.

Активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить эффективность работы над формированием толерантного сознания школьников, помогут следующие приёмы:

v Учебные и деловые игры;

v Игровые ситуации;

v Проблемные задания;

v Неоконченные предложения;

v Мозговой штурм.

1. Несмотря на то, что методика ролевых и деловых игр достаточно широко применяется в обучении, при её апробации в процессе формирования толерантного сознания, возникает ряд трудностей:

— оценка деятельности учеников, так как оценивать мировоззрение представляется, по меньшей мере странным;

— нужны особые отношения между учеником и учителем, они должны выступать как равные, какое бы то ни было давление недопустимо;

— лучше если игра будет проводиться в малых группах (7 – 8 человек). Это обеспечивает свободную атмосферу и возможность проявить себя для каждого участника обсуждения. Лучше, на наш взгляд, если состав групп в разных играх будет меняться.

— особая роль принадлежит ведущему. Он ни в коем случае не должен «давить» на детей своим авторитетом. Его функции – вести обсуждение в нужном русле и помогать ребятам: в распределении игровых ролей, преодолении организационных трудностей, подведении итогов работы.

2. Для экономии времени можно использовать элемент игры – игровую процедуру. Например, игровая процедура «Поиск позиции» предполагает:

— Чтение текста (или просмотр фильма)

— Определение «веера» возможных позиций по отношению к нему (от самых простых: нравится – не нравится, понятно – не понятно, задело – не задело, к более сложным: «оптимист» - «пессимист»; «автор», «читатель», «критик», «цензор» и т. п. )

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Планы-конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений
Занятие 1 Задачи: - развивать у детей мелкую моторику кистей рук; - развивать интеллектуальные способности детей; - развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Цели урока: 1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов ...

Гуашь
Гуашь (франц. gouache), краски, растертые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шелку и др., дает непрозрачный слой. Ее преимущества: · легко отмывается и отстирывается; · быстро высыхает на любом материале; · поверх ...

Организация домашней учебной работы
Один из видов самостоятельной работы – домашняя работа. Ее главная цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся. Видами самостоятельной работы учащихся являются задания на каникулы, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru