Педагогика и воспитание » Реформаторско-гуманистическое движение » Педагогические взгляды Н.Гусовского,С.Будного,В.Тяпинского

Педагогические взгляды Н.Гусовского,С.Будного,В.Тяпинского

Страница 2

Приметы неоднозначных политических, духовных и культурно-моральных процессов осознавались Василием Тяпинским, Симоном Будным и их сподвижниками. Полагают, что в 1562 году Василий Тяпинский издал в Несвиже 2 произведения Симона Будного: «Катехизис» и «Оправдание грешного человека перед Богом». Но только в творчестве самого Тяпинского просветительские и духовные тенденции нашли наиболее сильное и возвышенное воплощение, стали основным духовным делом его жизни. Тяпинский, возможно, не учился в зарубежных университетах, так как вся предыдущая жизнь его была связана с военными, общественными и сложными домашними обязанностями, да и стоили такие путешествия немало. Но переводы Библии были под силу только людям образованным, талантливым, имеющим значительные познания в истории, лингвистике, теологии, литературе. Безусловно, расширению сферы его интересов, кругозора, общественной и духовной активности, заинтересованности библейскими переводами способствовала его дружба с Симоном Будным и его сподвижниками, участие в реформационном движении, знакомство с деятельностью Франциска Скорины и несвижской типографии.

В Супрасльском сборнике XVI в. перед предисловием к Евангелию Тяпинского помещены «Катэхизисъ, або Соума Науки детей въ Христе Исусе». Текст, возможно, отредактирован Тяпинским.

Приведем некоторые примеры предисловий Василия Тяпинского.

«Обычиване речей жалосных гвалтом слова до уст гонит». Впечатляет искренность этого предисловия, его эмоциональность, художественность, с которыми Тяпинский в относительно небольшом произведении описывает духовный упадок общества, пренебрежение божьими заповедями, погоню за материальным достатком, распространение безграмотности, недостаточное развитие школьного образования и книжного дела. Даже если списать некоторые из обвинений на полемичную обостренность произведение, реформационные взгляды автора, картина обрисовывается очень драматичная.

«3 убогое своее маетности». Для просветительских и толерантных взглядов Тяпинского очень характерным было его обращение к духовным иерархам, светским ученым людям, выпускникам европейских университетов, магистрам и докторам наук, которым, по его мнению, следовало бы активно заниматься школьным, книжным и другими делами, полезными для общества. К сожалению, эти ожидания не оправдались.

Реформаторско-гуманистическое движение, которое активизировалось со второй половины ХУI столетия, существенно повлияло на дальнейшее развитие этической мысли белорусов. Видным представителем этого периода являлся Сымон Будный (ок. 1530–1593), который считал, что в моральных отношениях люди равные между собой, добро и зло не заложены в них от природы, а являются результатом обстоятельств, среды и воспитания. Ренессансно-гуманистические взгляды С. Будного оказали влияние на истоки человеческой нравственности, его мысли о роли среды и воспитания предопределили образовательные философско-этические учения.

Симо́н Бу́дный (~1530 – 1593) — известный социнианский проповедник XVI века, белорусский гуманист, просветитель, церковный реформатор. Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия. Поддерживал концепцию ограниченной, просвещенной монархии. Один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке.

Сочинения Будного весьма редки, так как католики собирали и сожигали их. Отметим некоторые из них:

"Об оправдании грешного человека пред Богом" (Несвиж, 1562). Это — первая книга, вышедшая из несвижской типографии, как видно из предисловия к ней.

"Катехизис, т. е. наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана" (Несвиж, 1562 г.). Это — протестантский катехизис. В конце сказано, что "Доконана есть сиа кныга, зовемая греческим языком Катыхизис, а по-словенски Оглашение Богу . накладом боголюбивых мужей, пана Матиа Кавечинского, наместника несвизского, Симона Будного, Лаврентиа Крышковского" и пр.

Основой воспитания Сымон Будный провозглашал труд, утверждая, что всем здоровым людям прежде всего нужно трудиться и в труде воспитываться. Подобно Ф. Скорине, С. Будный стремился использовать Библию, этот кладезь гуманистических идей, как средство гуманистического просвещения населения. Его перевод Библии с подробными комментариями, толкованиями и разъяснениями был предназначен для использования в качестве источника знаний.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Значение языковых и речевых игр при изучении иностранного языка
Выявление структуры речевых умений, определяющих готовность учащихся к самостоятельному решению учебных и практических задач, связанных с владением иностранным языком, стало основой перехода к конструированию системы учебных игр, способной обеспечивать эффективное и качественное формирование и разв ...

Учет психолого-педагогических особенностей учащихся на младшем этапе
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок Л.С. Выгодский. Мир игр огромен. Дети познают и решают проблемы жизни через игру, наполненною красотой, фантазиями, познаниями игра дает детям коммуникативно-познавательные умения, развивает их критическое ...

Активный отдых и физическое развитие
Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо заниматься физкультурой и спортом, правильно организовывать свой отдых. Здоровый человек способен выполнять, не уставая, каждодневные физические упражнения. Регулярные физические нагрузки позволяют людям сохранить здоров ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru