Педагогика и воспитание » Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей в условиях приюта » Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы

Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы

Страница 5

Можно выделить и такие характерные для приюта факторы, которые также не дают воспитанникам развивать в полной мере социальную самодостаточность:

роль социального сироты, не имеющая поддержки и одобрения в социуме;

условия проживания (общие спальни, общая столовая, общие игровые комнаты, общая туалетная и ванная комнаты);

урезано личное пространство, где бы ребенок мог уединиться;

регламентированный режим проживания;

постоянные вынужденные контакты, нет четких границ личностного пространства;

ограничение в социально-ролевой позиции – ученик, воспитанник;

регламентированный характер игровой деятельности;

недостаток эмоционального тепла, ведущий к вытеснению негативных чувств (агрессии);

особенности психического развития детей;

утрата «базового доверия к миру», при котором нарушаются такие новые образования личности, как автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность.

Несформированность таких механизмов зачастую делает невозможность развития автономности ребенка, его инициативности, ответственности за свое поведение, что ведет к нарушению его социализации. По этим и другим причинам полностью адаптированными выпускниками школ-интернатов становятся единицы. А у остальных ребят- подростков, нарушения социальной адаптации приводят к дисгармонизации отношения личности с социальной средой. Это проявляется в низкой социализации, неприспособленности к жизни, ведущей к школьной дезадаптации, а зачастую, и к девиантному поведению.

Социальная адаптация, является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации; определяется степенью адекватности реакций индивида общественным влиянием на различных уровнях.

У каждого человека свои природные предрасположенности к социальной адаптации, адаптационным процессам. Благодаря которым, люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека, является его удовлетворенность этой средой, активность самоуправления и приобретения соответствующего опыта.

Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В то же время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, то есть у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям [69].

Для воспитанника приюта очень сложен адаптационный переход во взрослую среду, где он должен реализовать себя как часть социума, так как он лишен оберегающей опеки семьи. До момента поступления в приют, во многих случаях, весь опыт общения для ребенка сводился к отношениям с близкими взрослыми, моральный облик которых, оставлял желать лучшего и вся проблема заключается в том, что именно они выступали в роли бесспорного авторитета в решении всех «жизненных вопросов» и «эталонов», в усвоении речи и навыков поведения ребенка. Во всех остальных случаях для детей, поступающих в приют, авторитетом была «улица», со всеми ее законами и принципами. В связи с этим педагогические работники приюта в своей практической деятельности, специально создают ситуацию для организации адаптационной работы с детьми и подростками. Однако при этом надо учитывать, что сама среда не воспитывает, необходимо превратить ее в воспитательную среду. Когда воспитанник принимает ее, то становится активным участником жизнедеятельности, проявляя себя в соответствии с замыслом педагогов.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Понятие обратной функции и методика его введения
Наиболее доступным введение логарифмической функции можно было бы провести после введения понятия обратной функции. Однако методика изложения темы об обратной функции сложна из-за сложных самого материала. Тема "Понятие об обратной функции" приведена в учебнике "Алгебры и начала анал ...

Особенности мыслительных операций умственно отсталых школьников 5-8 классов
Цель данного психологического эксперимента сводится к тому, чтобы определить обладают ли ученики вспомогательной школы приемами доказательного мышления. Цель обусловила следующие задачи исследования: 1. Проанализировать состояние проблемы в специальной литературе. 2. Выявить степень владения ученик ...

Система упражнений стохастического характера
Нами разработана система заданий, которые могут быть использованы в ходе работы на дополнительных занятиях по математике. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования современной жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует сов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru