Новая педагогика » Развитие мышления и речи на уроках математики » О математическом творчестве

О математическом творчестве

Страница 2

Для развития таланта и для проявления творческих сил необходима проблема, которая способна увлечь человека и заставить его думать о ней постоянно, испытывать различные подходы к ее решению. Но зачастую потенциально способный человек не имеет увлекательной и действительно важной задачи. Ему неоткуда ее получить, поскольку рядом нет коллектива, способного выдвинуть и развить полезную тематику, способствующую прогрессу науки, производства, культуры. В результате у него нет объективной возможности проявить свои творческие способности. Нередко при этом он принимается за решение проблем, которые не имеют интереса ни для науки, ни для практики.

Поддерживать естественное стремление молодежи к творчеству должны и школа, и семья. Привить интерес к творчеству, творческим поискам необходимо еще в детстве. Иначе будет поздно.

В процессе воспитания творческого начала исключительно велика роль учителя, который способен направить учащихся на путь исканий, вызвать в них страсть поиска. Но без личного увлечения познанием, без наличия педагогического таланта и такта этого добиться, по меньшей мере, затруднительно. Ученик должен иметь образец, пример для подражания, в нем нужно заронить искру, из которой впоследствии возгорится пламя поиска, неудовлетворенности достигнутым. Учитель помогает учащимся войти в атмосферу творчества, в круг идей, дающих большие возможности для самостоятельного поиска и для новых научных находок. Не всегда от учителя требуется, чтобы он сам был ученым, чтобы он имел какие-то открытия, но у него должен быть дух искательства, он должен быть увлечен радостью познания, он должен любить своих учеников и стремиться приобщить их к радости поиска, радости расширения круга познанного. Чтобы учитель умел заронить в ищущую душу своих учеников увлечение математикой, и многие его ученики стали превосходными учеными, получившими значительные результаты в нашей науке.

По-видимому, в какой-то мере каждый человек способен к творчеству. Однако мера творческих способностей для разных людей различна, и для того, чтобы не упустить большие таланты, следует создавать обстановку творческого искания, напряженных интересов в какой-то области знания и деятельности. Направление сознания на поиск лучшего, более совершенного, воспитание неудовлетворенности достигнутым, привычка к систематическому напряженному труду — вот основа для развития творческих способностей.

Для раскрытия творческих способностей очень важно попасть в атмосферу научного поиска; включиться в работу коллектива, увлеченного развитием широкого круга проблем, важных для науки (или для практики); получить самоотверженного руководителя, готового помочь, поправить, но не сделать за тебя; найти в себе силы и увлеченность длительное время размышлять в определенном направлении, имея в виду решение строго ограниченного круга проблем. Без выполнения этих условий нет возможности говорить о воспитании творческих способностей, о развитии у молодежи творческого начала.

Творческие способности, как любые другие, требуют постоянного упражнения, постоянной тренировки. Эта тренировка начинается еще в школе. И каждая самостоятельно решенная задача, каждое самостоятельно преодоленное затруднение в познании формирует характер и обостряет творческие способности. Но без искреннего увлечения проблемой, без внутреннего убеждения, что дальше нельзя существовать без поиска решения, без способности длительно размышлять над одним и тем же предметом и возвращаться к осмысливанию различных возникающих при этом аспектов, творческий успех не придет. Он должен быть подготовлен предшествующей работой.

Каждый, кто сталкивался с математическим творчеством, знает, как часто мучительно и долго разыскиваемое решение приходит в голову как бы внезапно, казалось бы, без видимых усилий, в силу какого-то внутреннего озарения.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Дидактическое обоснование наглядности
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетан ...

Модель подготовки будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психологических и педагогических дисциплин
Проектируя теоретическую модель подготовки студентов к применению игровых технологий при изучении психолого-педагогических дисциплин, мы опирались на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную на кафедре педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Решение проблемы подготовки будущих ...

Психологические особенности начального этапа обучения
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до10-11 лет (1 – 4 классы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста нельзя считать неизменяемыми. Они зависят от готовности ребенка к школе, а так же от того, с какого времени начинается и как идет обучение ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru