Новая педагогика » Дидактическая игра как средство воспитания любви к природе родного края » Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы

Страница 2

Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс формирования экологической культуры дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности экологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явлениях природы, об отношении детей к объектам природы, в исследования принимали участие те же 20 детей, но уже ставшие воспитанниками средней группы.

К Диаграмма 3.

Анализ диаграммы 3 позволяет говорить, что произошли значительные изменения в плане сформированности экологических представлений об объектах природы и бережного к ним отношения. Отмечены качественные и количественные преобразования в показателях. Так, например:

q сформированность представлений детей о жизни растений:

ü подавляющее большинство детей группы - 85% (17 человек) на момент сентября 2004-05 уч.года имели низкий уровень сформированности этого критерия экологической воспитанности детей, в сентябре 2005-06 уч.года показатель снизился до 20% (4 человека

ü показатели среднего уровня претерпели также значительные качественные изменения - выросли: сентябрь 2004-05 уч.года –15% (3 человека) – сентябрь 2005-06 уч.года – 65% (13 человек);

ü Что касается высокого уровня сформированности представлений о растениях, то на начало 2004-05 учебного года данный уровневый показатель отсутствовал, а в СЕНТЯБРЕ 2005-06 учебного составил 15% (3 человека).

q Бережное отношение к объектам природы:

ü низкий уровень составил 90% (18 человек) – 25% (5 человек) соответственно сентябрь, 2004-05 уч. года – сентябрь, 2005-06 уч. года.

ü показатель среднего уровня изменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках, так в сентябре 2004-05 уч.года он составил 10% ( 2 человека), а в сентябре 2005-06 уч.года – 60% (12 человек).

ü показатель высокого уровня на сентябрь 2004-05 уч. года отсутствовал, а в сентябре 2005-06 уч. года составил 15% ( 3 человека), что является хорошей динамикой в сформированности бережного отношения к объектам природы.

q и т.п. качественные изменения произошли с двумя другими критериями экологической воспитанности за период с сентября 2004-05 уч. года по сентябрь 2005-06 уч. года.

Хотелось бы сказать, что положительная динамика в формировании экологических представлений об объектах природы и отношения к ним детей, выявлена, но необходимо продолжить работу в этом направлении, т.к. максимальный результат не достигнут, дети лишь в средней возрастной группе и тем более только начало учебного года. К концу обучения в средней группе дети должны различать и называть конкретные виды деревьев и кустарников, травянистых растений, животных разных экологических групп; знать основное строение растений, некоторые особенности органов животного, замечать и понимать признаки «живого» - движение, питание, состояние по сезонам; иметь представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах существования. Должно быть сформировано бережное отношение к объектам природы, которое заключается в любознательности детей, эмоциональном общении с природой, принятии активного участия в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых и осознание необходимости бережного отношения к объектам природы, мотивируя его нравственно-эстетическим, практическим и средообразующим значением для природы и людей.

Диаграмма 4

анализ сравнительных результатов общего показателя экологической воспитанности детей выделенной группы выявил положительную динамику в его формировании за период с сентября 2004-05 уч.года по сентябрь 2005-06 уч.года. так, экологическая воспитанность выросла до высокого уровня, который составляет 19%, значительные качественные изменения претерпел показатель среднего уровня, он вырос с 13% до 66% соответственно, а показатель низкого уровня экологической воспитанности снизился до отметки 15% (для сравнения: в сентябре 2004-05 уч.года составлял 87%).

таким образом, выдвинутая гипотеза экспериментальной работы подтвердилось не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. так, в ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у выделенной группы дошкольников отмечены качественные изменения в показателях их экологической воспитанности, которые являются результатом использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания детей, одним из направлений которого является воспитание любви к природе родного края, а также

при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования, предполагающих изучение каждого ребенка.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около 70 процентов. Формы речевых нарушений разнообразны, что связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур. Целесообразно выделять следующие формы нарушений: 1) В ...

Методика использования занятий по изобразительной деятельности как средства эмоционального воспитания детей
Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью - составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами. Нами было проведен эксперимент, позвол ...

Особенности моторного и речевого развития детей с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные струк­туры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Ни­китиной (1972), 1.71 на 1000 дет­ского населения. Мастюкова Е.М. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru