В целом мы можем считать безусловно доказанным, что в подростковом возрасте одиночество необходимо рассматривать с позиции нормы и патологии. С одной стороны, одиночество играет существенную роль в процессе индивидуализации личности, являясь по сути психологической нишей созревания личности подростка. С другой стороны, одиночество обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внутреннюю целостность личности; одиночество может быть механизмом психологической защиты; одиночество ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие.
В результате, с помощью методов математической статистики, нами доказано существование зависимости интенсивности переживания одиночества от психотипа подростка. Изучение проблемы переживания одиночества в соответствии с психотипологическими особенностями подростка позволило нам установить, что своевременная психологическая помощь подросткам, переживающими состояние одиночества в соответствии с психотипом, позволит избежать деструктивных изменений в поведении подростка. Психологическое консультирование способствует снятию депрессивных настроений и обостренного переживания чувства одиночества. Многие состояния, близкие к одиночеству, это, в частности, уединение, социальная отчужденность не рассматриваются в совокупности и взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий динамический ряд развития многих сходных состояний, что в свою очередь является базой прогнозирования их социально-психологических последствий. Детальный анализ многих психологических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы.
Психологическое консультирование одиноких подростков с учетом их психотипологических особенностей является эффективным в предупреждении деструктивных поведенческих изменений подростка. Так как, зная психотипологические особенности подростков, психологу легче установить консультативный контакт, проследить эмоциональные и поведенческие реакции в процессе психологического консультирования. Психологическое консультирование, направленное на формирование у подростков опыта эффективного использования одиночества, планирования времени и развития адекватного представления о себе, позволяет снижать остроту переживания чувства одиночества.
Другое по теме:
Пути сплочения коллектива
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижен ...
Сравнительный
анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования
Заключительным (контрольным) этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение за развитием музыкального восприятия дошкольников двух групп. Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели музыкального восприятия дошкольников остались без изменений. Результаты были обработ ...
Выявление условий для развития изобразительного творчества
детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей
исследуемой группы
Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы. Анкета для родителей включала вопросы, о ...