Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии

Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии

Страница 1

Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов.

Качество профессионального функционирования личности начинается в вузе и поэтому особую значимость приобретает в студенческом возрасте, который характеризуется высоким уровнем развития самосознания, способности к рефлексии, стремлением к самостоятельному планированию жизни и профессиональной деятельности в ситуации изменяющихся условий (Д.И. Фельдштейн, А.М. Павлова, Ю.П. Поваренков, И.А. Курапова). Поэтому проблема становления личности субъекта деятельности в процессе становления российского общества является остро актуальной.

В последнее время наметилась тенденция к снижению числа студентов с динамичным типом профессиональной мотивации, имеющих установку на карьеру и достижение профессиональной идентичности. Соответственно, возросло число студентов, обладающих ситуационным типом профессиональной мотивации, для которых присуще состояние кризиса и неопределенность предпочтений. Это связано в первую очередь с тем, что, молодой человек находится в процессе постоянного внутриличностного переживания – «несовпадения с самим собой» в многообразно меняющейся социальной действительности (Л.И. Анцыферова). Проблема выбора профессии порождает у молодых людей значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор. Страх перед ответственностью за свою судьбу и свое счастье часто вызывает внутреннюю напряженность и особые неврозы (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, 2007). Повышается роль субъектного начала, когда активность студентов носит разнонаправленный характер. В связи с этим социальное поведение современного человека становится все более не прогнозируемым (Н.И. Леонов).

Адекватные или неадекватные личностные и поведенческие, психологические реакции студенческой молодежи зависят преимущественно от наличия или отсутствия конституционально-типологических предиспозиций, которые обусловливают целостный ответ личности как интегральной индивидуальности.

В этих случаях может наблюдаться конституционально-типологическая, психотипологическая изменчивость в континууме от психологической нормы-акцентуации до пограничной аномальной личности (ПАЛ) и далее до диапазона психопатии.

Возникает необходимость выявления особенностей личностного становления в условиях зависимости от устойчивости предпочтений в выборе профессии студента. Объективная регистрация закономерностей личностно-профессионального становления студента невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии, лишь, после чего возможна постановка проблемы адекватного психолого-педагогического воздействия.

Устойчивые профессиональные предпочтения студентов в ходе обучения в вузе оказывают положительное стабилизирующее воздействие на процесс динамики конституционально – психотипологических особенностей в структуре личностного формирования субъекта деятельности. Студенты, находящиеся в континууме нормы-акцентуаций демонстрируют гибкое поведение, активность в постановке и достижении новых задач.

В случае неустойчивости предпочтений выбранной профессии или ошибочного выбора профессии наблюдается аномальная личностная изменчивость от диапазона психологической нормы – акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до психопатии.

Студенты с неустойчивыми предпочтениями выбора профессии, относящиеся к диапазону ПАЛ демонстрируют высокие показатели по шкале тревожности у всех представителей психотипов личности, высокий уровень нейротизации. У представителей шизоидного психотипа отмечаются высокие показатели по шкале «интроверсии», что указывает на уход «в себя», отстраненность, аутизацию. Эпилептоидный психотип личности демонстрирует ригидность и качественно высокие показатели по шкале эмансипации. Всем студентам ПАЛ характерным является нарушение дисциплины, выражающиеся в пропусках занятий, невыполнении заданий, сниженный самоконтроль, нарушение саморегуляции.

Студентам, имеющим аномальную личностную изменчивость требуется психолого-педагогическое консультирование, которое стабилизирует создавшуюся ситуацию: большинство студентов с неустойчивыми предпочтениями выбора профессии начинают активное движение к качественно новым задачам, проявляют направленность на ломку старых стереотипов и гибкое решение задачи «пересамоопределения» в создавшейся ситуации.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Модель четырёхлетнего начального образования в РФ
Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка. Внедрённая в настоящее время концепция четырёхлетнего начального образования, являющаяся обобщением многолетних ...

Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания – она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю ...

Система профориентационной работы в школе
Система – это совокупность компонентов, взаимосвязь которых дает качественно новую характеристику целого. Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru