Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Страница 8

Не осталась в стороне от развернувшейся борьбы учительская общественность. Педагогическое движение, возглавляемое К.Д. Ушинским, поставило на повестки дня идеи демократической и гуманистической концепции воспитания и образования: создание подлинно народной школы, формирование личности ребенка в духе народности и патриотизма. К.Д. Ушинский и его ученики – Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, И.Н. Ульянов, А.Я. Герд, Л.Н. Модзалевский, В.Я. Стогонин и др. видели в решении поставленных задач ответственную роль исторического знания.

Таким образом, пореформенное время, насыщенное острыми социальными, экономическими, культурно-духовными проблемами, поставило на повестку дня вопрос о необходимости решения актуальных задач исторического образования. Несмотря на это, в данный период все же нет обобщающих работ по указанным проблемам. Материалы изучаемой отрасли образования приобретают публицистический характер. Можно даже сказать, что на XIX в. приходится расцвет указанного характера освещения вопроса. Можно предположить, что расцвет публицистики по школьному историческому образованию предопределился двумя факторами – резким изменением традиционных отношений и возможностью для представителей разных социальных групп более или менее открыто выражать свои интересы.

Подъем революционного движения привел к весьма значительным переменам, побудившим почти все слои общества и властные структуры учитывать вновь складывавшиеся отношения.

Компромисс между общественностью и властью не был найден, а состояние дел в школьном историческом образовании не устраивало передовую общественную, педагогическую мысль. Уже в 1830–1840-е гг. начинает развиваться русское революционно-демократическое движение (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Проявив серьезный интерес к проблемам образования и воспитания, они сделали важный вклад в их решение, а сформулированные ими характерные черты педагогического мировоззрения (трактовка народности воспитания, глубоко уважительное отношение к общечеловеческим духовным ценностям, обоснование принципов развития творческой инициативы и активности детей в процессе обучения и воспитания и др.) стали основой взглядов нового поколения прогрессивной интеллигенции России второй половины XIX в.

Основными характеристиками общественно-педагогического движения были: острая критика крепостнической системы образования и воспитания, борьба против сословной школы и ранней профессионализации, за воспитание человека – патриота – гражданина.

Бурление духовной жизни в эти годы привело к возникновению ряда общественных организаций, ставивших своей целью решение указанных проблем. Это были комитеты и общества грамотности, педагогические общества в Петербурге (1860 г.), Москве (при Московском университете – 1898 г.); педагогическая журнальная периодика.

Значительному стимулированию общественно-педагогического движения начала 1860-х гг. способствовала публикация в 1856 г. статьи «Вопросы жизни» знаменитого хирурга, героя Севастопольской обороны Н.И. Пирогова (1810–1881 гг.).1 Примечательную оценку этой статьи дал К.Д. Ушинский в своей работе «О пользе педагогической литературы». Он отметил, что Н.И. Пирогов впервые посмотрел на дело воспитания с философской точки зрения: он увидел в нем не правила школьной дисциплины, не вопросы дидактики и физического воспитания, а глубокие вопросы человеческого духа – вопросы жизни. Критикуя сословно-профессиональное образование, его раннюю и узкопрактическую направленность, Н.И. Пирогов выдвинул и обосновал идею общественного воспитания как фундамента формирования личности и с этой позиции предложил прогрессивное решение актуальной для того времени проблемы соотношения общего и профессионального образования.

Для Н.И. Пирогова идеал человека – личность, способная преодолеть нравственные внутренние проблемы посредством самосовершенствования. В то же время Н.И. Пирогов много размышлял над значением познавательного интереса в обучении и других сторонах диалектики. Главное значение прогрессивной педагогической деятельности состояло в ее демократической и гуманистической направленности, творческом подходе к решению актуальных педагогических проблем.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Методические основы обучения иностранному языку
В методике преподавания иностранных языков существую 4 основных подхода: коммуникативный, деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный. Каждый из этих подходов для решения, вопросов связанных с обучением говорению, ставит на первое место один из аспектов современного образования: н ...

Педагогические аспекты дистанционного образования
Современная ситуация в высшей школе отличается рядом преобразований, затронувших образование. Возникла необходимость в разработке технологий и средств обучения, использующих возможности современной техники, поиска методов, средств и моделей обучения широкого спектра действия. По мере внедрения совр ...

Традиция преподавания хорового пения в России
Хоровое пение в России имеет глубокие исторические корни. Вплоть до XVIII века визитной карточкой музыкальной культуры нашей страны являлось хоровое исполнительство. Музыкальное образование, а в частности и хоровое пение, в России когда-то было совсем иным. В основании лежала, прежде всего, практик ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru