Педагогика и воспитание » Приемы понимания художественного текста на уроках литературного чтения » Методы и приемы обучения пониманию текста

Методы и приемы обучения пониманию текста

Страница 4

Перед чтением объясняются слова, непонимание которых мешает восприятию общего смысла произведения. Как правило, это слова, вышедшие из активного употребления. В книгах для чтения не всегда есть сноски, поэтому учитель, готовясь к уроку, должен внимательно прочитать текст и выделить группу таких слов. Например, перед чтением стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге» следует объяснить такие слова и выражения: «бурлаки, расшива, Нижний, Илья, изнеможенные черты». В учебнике дается сноска только к одному из перечисленных слов. Приемы объяснения таких слов хорошо известны. Это и показ картинки, и замена синонимом, и логическое определение, и объяснение через состав слова. Можно приучать учеников пользоваться толковым словарем.

При чтении объясняются слова, которые легко заменить соответствующими синонимами, не задерживая самого чтения.

В ходе повторного чтения и анализа текста выясняется значение таких слов и выражений, работа с которыми помогает более глубокому освоению произведения, проводится языковой анализ.

Для формирования сознательного чтения в период обучения грамоте можно использовать следующие упражнения:

1. Прочитайте пары слов. Сравните, чем они отличаются.

Объясните их значение.

Мак - мрак Пуд - пруд Кот - крот

2. Прочитайте и назовите одним словом.

Платье, пальто, джемпер, брюки .

Чиж, грач, сова, ласточка .

3. Какое слово лишнее и почему?

Маша, Таня, Иванов, Лена

Красный, красивый, зеленый, черный

4. Разделите слова на группы.

Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.

Одним из эффективных приемов работы по усвоению содержания являются задания, когда учитель предлагает ученикам самостоятельно сформулировать вопросы к прочитанному. По вопросам, составленным учащимися, можно весьма объективно судить о качестве работы над произведением.

Итак, способность к образному анализу и синтезу художественного текста сама собою не формируется. Поэтому нужно учить детей ''обдумывающему'' восприятию, учению размышлять над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом, используя рассмотренные нами основные методы и приемы обучения пониманию текста.

Выводы по 2 главе.

При работе над пониманием художественного произведения используются такие приемы, как различные виды пересказов текста, словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, дидактические игры, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие.

Чтобы научить детей понимать текст, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Работа над сознательностью начинается со слушания детской книги (текста). Слушание ребенком текста, читаемого учителем, помогает осмыслению этого текста. Это самая первая ступень работы над пониманием текста.

Поскольку у детей 6-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, необходимо в процессе обучения использовать практические действия детей. С этой целью используются задания, предполагающие самостоятельные действия детей. Главное, чтобы ученик представлял, что он читает связный текст. Его внимание обращается на основные признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом. Конечно, осуществлять это нужно в доступной форме, без употребления каких-либо определений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Предметные области современной специальной педагогики
Современная специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений дня детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти предметные области только складывались, сег ...

Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
Согласно составленному плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических качеств с использованием подвижных игр. Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и ...

Особенности и условия нравственного воспитания в младшем школьном возрасте
Рассмотрев характеристики нравственного воспитания и младшего школьного возраста, перейдем непосредственно к особенностям морального воспитания учащихся начальной школы. Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru