Педагогика и воспитание » Приемы понимания художественного текста на уроках литературного чтения » Методы и приемы обучения пониманию текста

Методы и приемы обучения пониманию текста

Страница 2

Способствует пониманию текста прием структурирования, предлагаемый М.И. Омороковой . Ученик определяет структуру текста, составляет его модель и соотносит текст с моделью. Ученики рисуют структуру текста, обозначая каждую часть кружком; кружков столько, сколько частей в тексте. Структурирование и моделирование различных текстов используются как приемы работы с художественными и научно-познавательными произведениями. В художественном произведении чаще всего используется смешанная модель - графическая и рисованная.

Например: читаем сказку «Лиса и Журавль» и изображаем ее текст графически. После этого учащиеся получают задание: подобрать к модели сказки текст и подготовиться обосновать свой ответ. (Нарисовать структуру). Затем ученики отвечают на обобщающий вопрос: «Почему лису и журавля нельзя назвать друзьями?»

Здесь важным приемом, способствующим пониманию смысла текста, является определение его подтекста. Так, чтобы понять ложность лисы и журавля, необходимо выяснить, о чем же «думала» лиса на самом деле, когда приглашала журавля в гости, почему она размазала кашу по тарелке? Так же обсуждаем и поступки журавля: а почему он положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком, о чем он при этом «думал»?

С помощью учителя ученики приходят к выводу: оба поступили плохо, обманывая друг друга. Так можно ли их назвать настоящими друзьями? Обратите внимание на пословицы после сказки. Как вы их понимаете?

Прием выяснения подтекста используется и тогда, когда читаются более сложные произведения. В произведениях, где осмыслению событий, поступков персонажей способствуют эмоции, главное внимание должно быть обращено на них.

Эмоции не всегда выражаются прямолинейно (у Пушкина «люблю я пышное природы увяданье» или «я не люблю весны .») - их важно выявить через поступки персонажей (через слова, которые употребляет поэт, у Сурикова - «морозцы», а не морозы).

Следующий прием, который используется для осмысления текста, - подчеркивание слов, несущих основное содержание и смысл произведения.

Рассмотрим с этой точки зрения сказку «Петушок бобовое зернышко». Немного об особенностях этой сказки. Композиция этой сказки получила название в фольклористике - кумулятивная (кумуляция в переводе с англ., «накопление, увеличение, нагромождение»). Она строится на многократно нарастающих повторах. Сказка читается учителем. В первом чтении учителю надо передать неторопливость, плавность, напевность сказочного повествования, подчеркнуть словесные украшения. Найдите их в тексте:

«Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит». Как нужно читать эту фразу? (Напевно, мягко, сочувственно, с обрисовкой рифмы).

«Ох, хозяюшка, дай скорее маслица, петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком». А как следует читать эту фразу? (Как скороговорку, торопливо, курочка запыхалась и волнуется. Ее реплика украшена словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Задача учителя - показать детям интонационные особенности сказки.

После проверки первичного восприятия задаются вопросы к предметному содержанию сказки: «Назовите главных героев сказки? Каким был Петушок? Чему учила Петушка Курочка? Какая беда случилась с Петушком? К кому бросилась Курочка за помощью? Что ответила хозяюшка? Как Курочка просила коровушку о помощи? Прочитаем, как беда миновала». Такие вопросы позволят перечитать весь текст по порядку, включить в перечитывание как можно больше учащихся, акцентировать их внимание на событиях.

Затем обращаемся к словам, в которых и заключается основное содержание. Какие слова мы подчеркнем в первом абзаце? (торопился, второпях, подавился, бобовое зернышко, словно мертвый лежит). Найдите важные слова во втором абзаце: перепугалась курочка, бросилась, маслице, горлышко смазать).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Определение понятия мышления
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного ...

Проверка гипотезы о разности двух средних значений
Проверка гипотезы о разности между двумя средними арифметическими – одна из наиболее часто встречающихся задач исследовательской работы. Рассмотрим следующий пример: Две группы велосипедистов использовали в соревновательном периоде два различных метода силовой подготовки. Первая группа весь объем с ...

Диалог культур
Цель тренинга – продвижение идей толерантности среди российской молодежи. Основные задачи: Расширение представлений о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия; Формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкультурном ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru