Педагогика и воспитание » Игра как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках технологии » Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии

Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии

Страница 1

Основываясь на опыте учителей технологии, полученном при анализе методической литературы, мы делаем вывод, что учителя-практики более других выделяют следующие методы и методические приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии:

рассмотрение достижений и перспектив развития науки, техники, технологии ;

профессиональной направленности содержания: показ новизны изучаемого материала, расширение и углубление ранее усвоенных учащимся знания, осуществление внутрипредметных связей;

реализация межпредметных связей;

использование исторического и занимательного материала;

использование игровых методов и приёмов обучения;

использование информационных технологий;

метод эмоционального стимулирования;

создание ситуации успеха в учении;

анализ реальных производственных и жизненных ситуаций;

метод проектной деятельности;

метод проблемной ситуации.

В учебнике для вузов "Педагогика" даётся чёткая классификация методов обучения, которые приемлемы для преподавания "Технологии", а именно:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой;

по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей, использование технических средств, просмотр кино и телепрограмм; практические: практические задания, тренинги, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций;

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный, частично - поисковый, исследовательский;

по логичности подхода: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический.

Данные методы обучения можно расшифровать так: по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности относятся:

словесные методы (направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся);

наглядные методы (ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся);

практические методы (направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий).

Рассмотрим более подробно одни из самых часто употребляемых методов из выделенных нами.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

Проектный метод позволяет:

научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;

приобщаться к практической деятельности

связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.

При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления. В проектной деятельности меняется роль учителя на занятиях: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска. На уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях. Кроме того, мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. Использование инфомационно-коммуникативных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. ИКТ вызывают у школьников интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка.

На уроках технологии для формирования познавательного интереса широко используются информационные технологии.

Ставрова О.Б. считает, что иллюстрирующие объяснения учителя информационные средства представляют собой интерес, потому что они не просто заменяют традиционный плакат, но позволяют активизировать внимание учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Методика изучения темы "Многоугольники"
В курсе геометрии VI-VIII классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характеризующих плоский многоугольник. В решении задач на многоугольники находят применение различные методы. ...

Подготовка учителя к работе с технологией
В своей статье «Как подготовить современный урок» Ю. В. Завельский дает определение урока. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем ...

Диагностика творческих способностей учащихся первых классов
Любое проектирование начинается с анализа. В своей дипломной работе я провожу диагностическое исследование. Для этого применяется мною контролирующий эксперимент, целью, которого является определение имеющихся творческих способностей и воображения у детей младшего школьного возраста. Целью данного ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru