Педагогика и воспитание » Игра как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках технологии » Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии

Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии

Страница 1

Основываясь на опыте учителей технологии, полученном при анализе методической литературы, мы делаем вывод, что учителя-практики более других выделяют следующие методы и методические приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии:

рассмотрение достижений и перспектив развития науки, техники, технологии ;

профессиональной направленности содержания: показ новизны изучаемого материала, расширение и углубление ранее усвоенных учащимся знания, осуществление внутрипредметных связей;

реализация межпредметных связей;

использование исторического и занимательного материала;

использование игровых методов и приёмов обучения;

использование информационных технологий;

метод эмоционального стимулирования;

создание ситуации успеха в учении;

анализ реальных производственных и жизненных ситуаций;

метод проектной деятельности;

метод проблемной ситуации.

В учебнике для вузов "Педагогика" даётся чёткая классификация методов обучения, которые приемлемы для преподавания "Технологии", а именно:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой;

по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей, использование технических средств, просмотр кино и телепрограмм; практические: практические задания, тренинги, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций;

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный, частично - поисковый, исследовательский;

по логичности подхода: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический.

Данные методы обучения можно расшифровать так: по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности относятся:

словесные методы (направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся);

наглядные методы (ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся);

практические методы (направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий).

Рассмотрим более подробно одни из самых часто употребляемых методов из выделенных нами.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

Проектный метод позволяет:

научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;

приобщаться к практической деятельности

связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.

При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления. В проектной деятельности меняется роль учителя на занятиях: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска. На уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях. Кроме того, мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. Использование инфомационно-коммуникативных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. ИКТ вызывают у школьников интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка.

На уроках технологии для формирования познавательного интереса широко используются информационные технологии.

Ставрова О.Б. считает, что иллюстрирующие объяснения учителя информационные средства представляют собой интерес, потому что они не просто заменяют традиционный плакат, но позволяют активизировать внимание учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Формирование основ нравственной культуры личности
Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морал ...

Туристические игры
"Меж двух огней". Игра проводится на волейбольной площадке (без сетки). Капитаны становятся за лицевыми линиями площадки, а игроки их команд - на противоположной ее половине. Таким образом, каждая команда находится как бы меж двух огней. По жребию один из капитанов вводит мяч (волейбольны ...

Повышение воспитательного потенциала
Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной приказом Миноб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru