Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Особенности формирования общения у детей с умственной отсталостью

Особенности формирования общения у детей с умственной отсталостью

Страница 2

При определении предпосылок формирования потребности в речевом общении следует учитывать компенсаторные возможности мозга ребенка. При раннем органическом поражении мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто. Известно, что особенности, расстройств речи при органических поражениях головного мозга зависит прежде всего от локализации и распространенности мозгового поражения. Наиболее выраженные речевые нарушения часто возникают при поражении корковых отделов мозга, особенно лобных, височных и теменных долей левого полушария. Качественная характеристика речевых расстройств при повреждении различных отделов головного мозга является неодинаковой.

Следовательно, при анализе речевых нарушений в зависимости от преимущественной локализации мозгового поражения необходимо учитывать большие компенсаторные возможности развивающегося детского мозга. Таким образом, возможности компенсации и развития речевой деятельности во многом зависят от времени начала целенаправленных коррекционно-логопедических мероприятий. Многие авторы утверждают, что логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного развития головного мозга являются наиболее эффективными. Этот факт объясняется тем, что коррекционно-логопедическая работа включает в активную деятельность различные мозговые системы, тем самым ускоряет их созревание и способствует компенсации тех или иных речевых нарушений. Поэтому раннее начало коррекционно-логопедических мероприятий по формированию потребности речевой коммуникации у детей с умеренной отсталостью имеет большое значение и во многом должно определить прогноз каждого случая.

По мнению Е.Н. Винарской средства эмоционального воздействия на детей с умственной отсталостью должны быть дифференцированы в зависимости от качественной структуры дефекта, т.е. при формировании коммуникативной функции речи таких детей речевое поведение логопеда должно отличаться богатством национально-специфических эмоционально-выразительных форм.

При определении содержания коррекционно-логопедических занятий по формированию коммуникативной функции речи у детей с умственной отсталостью рекомендуется учитывать структуру речевого дефекта, особенности личности ребенка и обязательно тесное взаимодействие и единство всех компонентов речевой функциональной системы – фонетического, лексического, морфологического и синтаксического. При этом импрессивная и экспрессивная речь должны формироваться в единстве, т.к. у данной категории детей появлению экспрессивной речи предшествует понимание речи. Для достижения поставленных задач логопед должен сознательно сопровождать речью и эмоционально – выразительными формами каждое действие, которое он показывает ребенку.

Формируя побуждения к речи и развивая потребность в коммуникации, необходимо учитывать, что ребенок учится речи как средству коммуникации и познания в общении со взрослыми. С помощью взрослых регулируется деятельность и поведение ребенка. Поэтому на логопедических занятиях с глубоко умственно отсталыми детьми в степени имбицильности нужно учить их вслушиваться в речь, подчинять свои действия речевой инструкции, словесно отвечать на вопрос, а для этого необходимо эмоционально – выразительно поощрять любую речевую попытку, независимо от правильности оформления речи.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5- 6 классах
Фрагмент урока №1 Класс : шестой Тема : «Умножение положительных и отрицательных чисел» Тип урока : закрепление нового материала Цель фрагмента : на основе правил сравнения и умножения положительных и отрицательных чисел без вычислений, путем рассуждений (экономя тем самым время), выполнять задания ...

Процедура определения психологической готовности к школе
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информацией о т ...

Физика колебаний. Свободные колебания
Хорошо известно, что в ряде случаев тело, получившее некоторое возмущение и предоставленное самому себе, после этого совершает колебания. Хотя такие свободные колебания сами по себе редко используются в технике, знакомство с ними необходимо, поскольку их роль в колебательном процессе чрезвычайно ва ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru