Педагогика и воспитание » Социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников » Роль семьи в подготовке ребенка к школе

Роль семьи в подготовке ребенка к школе

Страница 2

Ещё в 60-е г. Божович Л.В. отметил, что готовность к обучению в школе складывается из определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. В.С. Мухина определила готовность к школе как комплекс качеств ребёнка, которая образует умение учиться. М.И. Лисина понимает, в первую очередь, как развитие произвольного мышления и достижения определённого уровня и форм коммуникации ребёнка с окружающими.

Так, например, в работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе, основной удар делается на роль общения в развитии ребёнка. Н.Г. Салмина в качестве показателей готовности к школе выделяет также произвольность как один из предпосылок учебной деятельности.

В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребёнка к школе выделяются её основные категории и параметры. Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие сверстников. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формирует его поведение, облегчают. И здесь чрезвычайно велика роль учителя.

Психологическая готовность – это составная часть общей готовности к школьному обучению. В широком смысле слова – это важнейший итог всего психологического развития ребёнка в период дошкольного детства, в узком смысле слова – это подготовка ребёнка к новым условиям жизни в школе, к новому образу жизни. Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование. Её структурными составными являются: личностная и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность находит своё выражение в:

- мотивационной;

- социальной;

- коммуникативной;

- эмоционально-волевой готовности .

Под мотивационной готовность ребёнка к школе понимается сформированность мотивов учебной деятельности, желание стать школьником, выполнять новую, серьёзную, сложную, но необходимую – учебную деятельность. Как правило, дети выражают желания идти в школу. Родителям полезно знать, что привлекает их ребёнка к школе: «Мне форму купят», «У меня будет новый ранец и пенал». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся заманчивыми. Но это не главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учением. «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «люблю писать». И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. «Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребёнку включаться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерении и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Под социальной готовностью ребёнка к школе понимается готовность к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению дошкольниками положение в обществе.

Под эмоциональной готовностью понимается радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно высокий уровень развития высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических) и сформированных нравственно-эмоциональных свойств личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).

Число детей, которые не хотят идти в школу, невелико, но именно они вызывают особую тревогу. Иногда страх передаётся от родителей. Мама в присутствии ребёнка переживает: «Боюсь, что будет, когда Рома поёдёт в школу, он у меня такой чуткий, ранимый. А учителя такие издёрганные, нервные, а если он попадёт за одну парту таким оторвой, как наш соседский Саша, он же его обижать будет». Это говорит о том, что готовность ребёнка к школе обязательно нужна, для этого нужно использовать: совместное (семейное) чтение; рассказ родителей о своих любимых учителях; показ фотографий, грамот; интерес к домашней библиотеке в поисках решения возникших проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Организация рабочего места
На уроках в школе мы изучаем новые темы, повторяем изученный материал. Для закрепления нам задают домашнее задание. Мы провели исследование. Мне было предложено выполнить письменное упражнение в разных условиях: на диване, за кухонным столом, за рабочим столом. Самым удобным местом оказался учениче ...

Эмпирическое исследование особенностей ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности
В нашем исследовании приняли участие 67 старшеклассников из школ № 73 и № 75 города Лесного, из них 38 девушек и 29 юношей. Возраст испытуемых 16 –17 лет. На первом этапе с помощью анкеты мы выделили три группы испытуемых по уровню компьютерной компетентности. В таблице №1 представлены основные хар ...

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач на уроках истории
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живое созерцание, которое, как изв ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru