Педагогика и воспитание » Социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников » Роль семьи в подготовке ребенка к школе

Роль семьи в подготовке ребенка к школе

Страница 2

Ещё в 60-е г. Божович Л.В. отметил, что готовность к обучению в школе складывается из определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. В.С. Мухина определила готовность к школе как комплекс качеств ребёнка, которая образует умение учиться. М.И. Лисина понимает, в первую очередь, как развитие произвольного мышления и достижения определённого уровня и форм коммуникации ребёнка с окружающими.

Так, например, в работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе, основной удар делается на роль общения в развитии ребёнка. Н.Г. Салмина в качестве показателей готовности к школе выделяет также произвольность как один из предпосылок учебной деятельности.

В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребёнка к школе выделяются её основные категории и параметры. Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Каждому малышу очень хочется завоевать авторитет и доверие сверстников. Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формирует его поведение, облегчают. И здесь чрезвычайно велика роль учителя.

Психологическая готовность – это составная часть общей готовности к школьному обучению. В широком смысле слова – это важнейший итог всего психологического развития ребёнка в период дошкольного детства, в узком смысле слова – это подготовка ребёнка к новым условиям жизни в школе, к новому образу жизни. Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование. Её структурными составными являются: личностная и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность находит своё выражение в:

- мотивационной;

- социальной;

- коммуникативной;

- эмоционально-волевой готовности .

Под мотивационной готовность ребёнка к школе понимается сформированность мотивов учебной деятельности, желание стать школьником, выполнять новую, серьёзную, сложную, но необходимую – учебную деятельность. Как правило, дети выражают желания идти в школу. Родителям полезно знать, что привлекает их ребёнка к школе: «Мне форму купят», «У меня будет новый ранец и пенал». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся заманчивыми. Но это не главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учением. «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «люблю писать». И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. «Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляющее собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребёнку включаться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерении и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Под социальной готовностью ребёнка к школе понимается готовность к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению дошкольниками положение в обществе.

Под эмоциональной готовностью понимается радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно высокий уровень развития высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических) и сформированных нравственно-эмоциональных свойств личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).

Число детей, которые не хотят идти в школу, невелико, но именно они вызывают особую тревогу. Иногда страх передаётся от родителей. Мама в присутствии ребёнка переживает: «Боюсь, что будет, когда Рома поёдёт в школу, он у меня такой чуткий, ранимый. А учителя такие издёрганные, нервные, а если он попадёт за одну парту таким оторвой, как наш соседский Саша, он же его обижать будет». Это говорит о том, что готовность ребёнка к школе обязательно нужна, для этого нужно использовать: совместное (семейное) чтение; рассказ родителей о своих любимых учителях; показ фотографий, грамот; интерес к домашней библиотеке в поисках решения возникших проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Современные педагогические технологии
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеч ...

Закон распределения вероятностей дискретной случайной величины
Для задания дискретной случайной величины не достаточно перечислить все возможные ее значения, нужно еще указать их вероятности. Законом распределения дискретной случайной величины называют соответствие между возможными значениями и их вероятностями; его можно задать таблично, в виде формулы и граф ...

История возникновения и развития техники «Вышивка лентами»
Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых создавались выразительные узоры. С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru