Педагогика и воспитание » Социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников » Роль семьи в подготовке ребенка к школе

Роль семьи в подготовке ребенка к школе

Страница 1

Адаптация ребенка к школе - процесс, носящий, как правило, индивидуальный характер. Правильное сочетание семейного и общественного воспитания очень важно именно в этот сложнейший период жизни будущего ученика. Мы считаем, что семейное воспитание является определяющим фактором в этом процессе.

В 6-7-летнем возрасте ребенок испытывает дефицит произвольных форм поведения в процессе обучения, который не дает ему управлять собственным вниманием, деятельностью. Это объясняется тем, что, несмотря на повышение подвижности нервных процессов в этом возрасте, процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность и сильная эмоциональная возбудимость. С физиологической точки зрения это объясняется тем, что созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те, которые требуют большей точности. Поэтому дети быстро устают при выполнении такой работы, как письмо.

Способность управлять вниманием является ключевой в развитии психики дошкольника и является одним из определяющих факторов психологической готовности ребенка к школе. Именно благодаря развитию умения произвольно направлять свою психическую деятельность ребенок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, что ему главным образом необходимо в учебном процессе.

Семья - это среда, в которой ребенок получает первый опыт взаимодействия с обществом, испытывает первые запреты, радуется первым поощрениям. Особенность и сила влияния семьи состоит в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Именно в семье формируется адекватное восприятие действительности. В 6-7 летнем возрасте, к моменту поступления в школу, ребенок должен иметь правильное отношение к предстоящему обучению, к авторитету учителя, чувствовать необходимость в получении знаний. Умственное воспитание ребенка также во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по расширению его кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школе. Посредством бесед, внушения, упражнений, повторения родители должны воспитывать в ребенке дисциплинированность, умение себя ограничивать.

Поступление в школу - один из самых важных, психологически переломных, моментов в жизни ребенка. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик». Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности, происходит переоценка ценностей. Поэтому родители в этот период должны эмоционально поддерживать своего ребенка и делать все возможное, чтобы первые неудачи не стали для него стрессом.

Согласно концепции известного американского ученого Э. Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности, а при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности. Поэтому проблема социализации ребенка в новом коллективе занимает далеко не последнее место в иерархической лестнице проблем, связанных с адаптацией к школе. Успех адаптации к социальным условиям напрямую зависит от индивидуальных особенностей и свойств психики ребенка: умения его вступать в коммуникацию, умения адекватно воспринимать различные ситуации и реагировать на них. Обычно трудности в этом возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому изменение ситуации для них часто становится стрессом.

Основной задачей родителей по подготовки дошкольника является организация и оценка уровня готовности ребенка к школе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Правила заполнения страницы в журнале
Для начала заполняем правую страницу в журнале, отмечаем дату и тему урока, сколько рассчитано пар на день столько строк и заполняем, каждый раз указывая дату. После темы урока обязательно роспись, так как без росписи пара является не действительной. На левой странице, так же отмечаются даты, прису ...

Основные тенденции развития образования в России. Пути преодоления существующих проблем
В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями. Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования - дело непростое. У ...

Технология самоанализа урока математики
На основе теоретического материала нами разработана технология самоанализа урока математики. Целью технологии самоанализа урока является повышение эффективности процесса обучения школьников математике. Содержанием технологии самоанализа является урок математики. Подготовка к уроку математики и его ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru