Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Страница 6

Игровая деятельность учащихся, организованная по сложной линейной структуре способствует проведению разнообразной внеурочной воспитательной деятельности.

Особенностью взаимосвязанной структуры является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться классы из разных параллелей, но эти объединения не постоянны и существую во времени столько, сколько нужно для выполнения отдельного этапа или задания. Такая организация деятельности способствует сплочению школьного коллектива.

Организация совместной деятельности по этой структуре осуществлялась по теме "Сказания о горе Уральской" (посвященной жизни и творчеству уральского сказочника П.П. Бажова). Учащиеся вместе с педагогом готовили инсценировки, задания, викторины и демонстрировали выступления в соседних классах. Активные участники показали свои выступления на конкурсных программах различного уровня; творческие работы детей были опубликованы на детской страничке в местной газете.

На основе коллективного творческого дела строится взаимодействие классов разных параллелей. Каждая параллель классов получает свое творческое задание. В классах проходит работа по поиску информации, ее обработка, обмен полученной информацией с соседями. Таким образом, осуществляется взаимодействие учащихся всей начальной школы. На итоговом коллективном творческом деле представляются самые лучшие моменты, эпизоды той деятельности, которая проходила в классах и между классами, при участии взрослых. Особая, важная роль отводится воспитателям групп продленного дня.

Организовывая творческую деятельность по рассмотренным выше структурам, мы выявили, что это дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Работа над темами по данным структурам делает жизнь общешкольного коллектива насыщенной, яркой, интересной.

Исследование феномена коллективистской идентификации (КИ) как индикатора гуманных отношений в детском возрасте позволяло выделить следующие его характеристики:

а) он выражает деятельностно-опосредствованный тип гуманных взаимоотношений в группе - отношение к любому ребенку в группе, как к себе самому;

б) данный тип отношений возникает в интерактивной совместной деятельности;

в) мотивом участвующего в совместной деятельности ребенка становится реальный или воображаемый "персонализированный другой", тот, ради которого или благодаря которому осуществляет он свои действия;

г) личностно-смысловые связи выступают как относительно независимые от эмоционально-оценочных связей детей в группе.

Иными словами, коллективистская идентификация как определенный тип гуманных отношений есть смысловая форма группой репрезентации таких связей субъекта с другими, которые преобразуют его личностную позицию.

В то же время характерный для детского возраста эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной сфере, так и в сфере общения, препятствует развитию гуманных отношений. Однако особые средства (КТД) приводят к децентрации ребенка в сфере межличностных отношений, развивают у него способность отнестись к другому, как к себе самому. Изменение социальной позиции ребенка в системе взаимоотношений обеспечивается сменой интегрального – парциального санкционирования, когда ребенок становится ответственным за благополучие сверстника. Кроме того, интерактивная совместная деятельность через общность переживаний детей в группе позволяет установить отношения равноправности, которые и актуализируют механизм идентификации.

Определенным образом организованная совместная деятельность в рамках коллективного творческого дела способна выступить как средство формирования коллективистических взаимоотношений и проявления гуманных свойств личности ребенка.

Структурные особенности КТД, его содержание (интересное и увлекательное для детей), цели и т.п. способны мотивировать тот или иной характер взаимоотношении детей. Совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством формирования гуманности как интегративного свойства личности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое по теме:

История возникновения вышивки лентами
Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых создавались выразительные узоры. С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали п ...

Музыкально-педагогическое наследие музыки в духовном воспитании учащихся
Для определения теоретических основ формирования духовности учащихся, необходимо раскрыть сущность понятия «духовность». Толкования этого слова многозначно и зависит от сферы применения. Этим словом обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой. Духовность – свойство природы ...

Развитие детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru