Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Страница 6

Игровая деятельность учащихся, организованная по сложной линейной структуре способствует проведению разнообразной внеурочной воспитательной деятельности.

Особенностью взаимосвязанной структуры является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться классы из разных параллелей, но эти объединения не постоянны и существую во времени столько, сколько нужно для выполнения отдельного этапа или задания. Такая организация деятельности способствует сплочению школьного коллектива.

Организация совместной деятельности по этой структуре осуществлялась по теме "Сказания о горе Уральской" (посвященной жизни и творчеству уральского сказочника П.П. Бажова). Учащиеся вместе с педагогом готовили инсценировки, задания, викторины и демонстрировали выступления в соседних классах. Активные участники показали свои выступления на конкурсных программах различного уровня; творческие работы детей были опубликованы на детской страничке в местной газете.

На основе коллективного творческого дела строится взаимодействие классов разных параллелей. Каждая параллель классов получает свое творческое задание. В классах проходит работа по поиску информации, ее обработка, обмен полученной информацией с соседями. Таким образом, осуществляется взаимодействие учащихся всей начальной школы. На итоговом коллективном творческом деле представляются самые лучшие моменты, эпизоды той деятельности, которая проходила в классах и между классами, при участии взрослых. Особая, важная роль отводится воспитателям групп продленного дня.

Организовывая творческую деятельность по рассмотренным выше структурам, мы выявили, что это дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Работа над темами по данным структурам делает жизнь общешкольного коллектива насыщенной, яркой, интересной.

Исследование феномена коллективистской идентификации (КИ) как индикатора гуманных отношений в детском возрасте позволяло выделить следующие его характеристики:

а) он выражает деятельностно-опосредствованный тип гуманных взаимоотношений в группе - отношение к любому ребенку в группе, как к себе самому;

б) данный тип отношений возникает в интерактивной совместной деятельности;

в) мотивом участвующего в совместной деятельности ребенка становится реальный или воображаемый "персонализированный другой", тот, ради которого или благодаря которому осуществляет он свои действия;

г) личностно-смысловые связи выступают как относительно независимые от эмоционально-оценочных связей детей в группе.

Иными словами, коллективистская идентификация как определенный тип гуманных отношений есть смысловая форма группой репрезентации таких связей субъекта с другими, которые преобразуют его личностную позицию.

В то же время характерный для детского возраста эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной сфере, так и в сфере общения, препятствует развитию гуманных отношений. Однако особые средства (КТД) приводят к децентрации ребенка в сфере межличностных отношений, развивают у него способность отнестись к другому, как к себе самому. Изменение социальной позиции ребенка в системе взаимоотношений обеспечивается сменой интегрального – парциального санкционирования, когда ребенок становится ответственным за благополучие сверстника. Кроме того, интерактивная совместная деятельность через общность переживаний детей в группе позволяет установить отношения равноправности, которые и актуализируют механизм идентификации.

Определенным образом организованная совместная деятельность в рамках коллективного творческого дела способна выступить как средство формирования коллективистических взаимоотношений и проявления гуманных свойств личности ребенка.

Структурные особенности КТД, его содержание (интересное и увлекательное для детей), цели и т.п. способны мотивировать тот или иной характер взаимоотношении детей. Совместная деятельность является не только условием складывания положительных отношений детей, но и средством формирования гуманности как интегративного свойства личности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое по теме:

Исследование развития навыков диалогической речи учащихся через использование ролевых игр на уроках немецкого языка
Место проведения: Славгородская школа-лицей №17 Время проведения: 17.01.2008 по 22.02.2008 Периодичность: 3 урока в неделю. Участники: учащиеся 7 «В» класса: 1. Ветлугин Руслан 5. Больт Владимир 2. Ветлугина Эльмира 6. Шишкина Анастасия 3. Курпатова Валерия 7. Криневич Евгений 4. Медведев Николай 8 ...

Специфика содержания учебного предмета «Математика»
В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математическ ...

Типы и виды национальной нетерпимости
Ксенофобия на расовой и национальной почве - национализм, шовинизм, нацизм, фашизм. Все нации и все этносы отличаются друг от друга - у них разный исторический опыт, разные традиции, формы поведения и ценности. Но из этого не обязательно вытекает негативная реакция на всё, что исходит от другой нац ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru