Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Страница 2

5. Проведение самого дела. Здесь несколько «шагов»:

— сбор гостей, различные действия в преддверии события (представления гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания — допуски для участников, аттракционы, сюрпризы, маленькие символические сувениры;

— торжественное начало, «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов и т.д.);

— основная часть (содержание и методика определяется основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, коллективно избранными приемами);

— финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть — линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание и т.п.).

6. Этап подведения итогов. Сначала среди всех участников (по кругу или в порядке, избранном коллективно, все высказывают свое мнение: что было хорошо, что – не очень и как надо было бы и надо будет делать впредь; очень важно при этом соблюдение чувства такта). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами проектируется деятельность на будущее.

Трудовые КТД (глава «Жить не для наград»), познавательные («Выигрывают знатоки»), художественные («Дерзайте – вы талантливы», спортивные («Бодрость, сила, здоровье»), общественные праздники («Видеть и понимать красоту жизни»).

Большое значение имеет оригинальность формы и игровой характер каждого дела: защита проектов, суд над общественным злом, путешествие на машине времени, пресс-конференция и т. п. Игра увлекает не только детей, но и педагогов, и некоторое время успех дела держится именно на этом, особенно в младших классах. Там любая игра, кем бы она ни была предложена, вызывает готовность включиться в нее. Иное – в средних и старших классах, а тем более среди взрослых. Прямой перенос в собственную жизнь чужого опыта, пусть даже очень интересного, но придуманного кем-то, а не ими самими, уже не вызывает эмоционального подъема и желания непременно включиться в дело.

Именно поэтому важно обратить должное внимание на вторую вид данной формы совместной деятельности – на группу дел, которую академик И.П.Иванов назвал «Организаторские КТД» и которую, может быть, правильнее назвать на современном языке «демократический механизм». В главе «Хозяин – коллектив» несколько видов общих сборов, коллективное планирование, разведка дел и друзей, советы дела, газеты, эстафеты дружбы, система ЧТИ (чередования традиционных поручений). Эти КТД занимает особое место в его системе: любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны – «на блюдечке с голубой каемочкой» – в готовом виде.

Педагогу важно понять, что основным вопросом всякого дела является вопрос: кто здесь хозяин? В методике КТД – сами члены коллектива. А в сегодняшней школе? Взрослые. Одни убежденно, другие по инерции делают ребят лишь исполнителями своих планов, кем-то сочиненных сценариев, монтажей, добиваясь пассивного послушания. Вольно или невольно они отражают и повторяют традиционную, годами сложившуюся и по сей день широко распространенную социальную практику – командно-административный стиль. Трудно преодолевается в современной школе авторитарность отношений, оторванность «верхов» от «низов», кабинетное планирование деятельности других людей («подчиненных»), узурпация права на контроль и оценивание – все это приводит к отчуждению руководителей от подчиненных, человека от человека, детей от взрослых, сверстников друг от друга. «В результате, пишет И.П.Иванов, – рождается бездумная исполнительность или привычка действовать активно, даже с инициативой, но лишь в том, что предусмотрено сверху».

Непременным этапом методики организации КТД является коллективный анализ любого проведенного дела (этап 4), которое мы сами задумываем и планируем (этап 1), готовим (этап 2), осуществляем (этап 3). Коллективный анализ собственной работы, как показывает опыт сотен детских, взрослых и разновозрастных коллективов, играет столь важную роль в развитии сплоченности и взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников творческого процесса, что без четвертого этапа, без рефлексивной процедуры ни одно дело нельзя назвать ни коллективным, ни творческим.

Каждый из этапов организации КТД (этих четырех «сами») оснащен своими методическими приемами. «Финишная» рефлексия (этап 4) –коллективный анализ свершенного – также имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову, на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Школьная система специального образования
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальным образовательными стандартами в различных образовательные учреждениях или на дому. В течение ХХ в. складывалась система специальных (коррекционных образовательных учреждений, котор ...

Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправл ...

Диагностический этап социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей
Основываясь на результатах теоретического анализа научной литературы, социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников – это комплекс педагогических мер направленных на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru