Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Страница 1

Сегодня выходят новые ориентиры - гуманизация и демократизация. Какие же способы воспитательной работы (и соответствующие формы) отвечают этим целям? На взгляд С.Д.Полякова, В.Р. Ясницкой, одной из наиболее эффективных форм является личностно-ориентированное коллективное творческое дело.

Коллективное творческое дело (КТД) – основополагающий элемент коммунарской методики А.С.Макаренко, которую адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И.П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или др. коллективов, др. людей - имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности. На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя методика КТД в массовой педагогической практике. Главные черты этой методики: совместно-раздельная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, личностная ориентированность.

Совместно-раздельная деятельность известна в практике воспитания давно. Видимо, с тех пор как человек осознано захотел передавать подрастающим поколениям свои накопленные знания и жизненный опыт, то есть на заре человечества. Рождаясь на свет, ребенок не обладает необходимыми для жизни знаниями, навыками и умениями, страдает от отсутствия жизненного опыта. Действуя по примеру и образцу окружающих либо методом проб и ошибок, чему-то научается: «Огонь горячий – с ним надо осторожно», « Ножницами можно обрезаться, если неумело с ними обращаться» и т.д.

Суть совместно-раздельной деятельности в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому: надевает колготки на малыша, подносит ко рту ребенка чашку – он пьет и т.д.

На следующих этапах педагог тактично, нередко под благовидным предлогом («надо уйти», «есть другие дела», «не умею», « у тебя лучше получается») все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращается в субъект деятельности.

И вот уже он сам одевается, себя обслуживает, рисует, решает задачи… Главное тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «раздельной» деятельности, что бы не подавить активность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умевшего, на произвол судьбы и случая, когда он уходит от деятельности вообще.

Наилучшим образом технология совместно-раздельной деятельности разработана и широко внедряется в методике коллективного творческого дела (КТД). Первый и главный признак этой методики – коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результатов, причем, важны такие моменты, как поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой деятельности.

Рассмотрим более подробно этапы, своеобразные шаги, с помощью которых педагогу, даже неискушенному в методике КТД, легко организовать любое коллективное творческое дело.

1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником — взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей» (педагог рассказывает, как интересно было, когда в других коллективах это проводилось .), «мозговой штурм» (или «мозговая атака»), когда всеми предлагается множество самых, в том числе поначалу нереальных идей.

2. Этап начальной организации: отбор идей к осуществлению, выборы «Совета дела», определение задач и: функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.

3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы различного рода необычные афиш, другие формы оповещения – театрализация, костюмированное приглашёние., необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи .; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального, кино-, видеооформления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Анализ внеурочного мероприятия
Дата проведения 23.01.12. Данное мероприятие соответствует возрастным особенностям молодежи, так как это активный вид отдыха. Катание на коньках - прекрасный вид активного отдыха дарит массу положительных эмоций. Катаясь, мы избавляемся от стрессов и просто плохого настроения. Психологи советуют ка ...

Обучение как специфический способ получения образования
Всё, что мы знаем – ограниченно Чего мы не знаем – бесконечно. Г. Лаплас. Прошло более 300 лет со времени написания Я. А. Коменским "Великой дидактики", а теория обучения (именно так в наши дни зовётся дидактика) до сих пор не обрела стройности и чёткости определений и понятий. Профессор ...

Методика работы над заданиями стохастического характера
Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у младших школьников начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и пис ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru