Педагогика и воспитание » Влияние воображения на жизнь и творчество человека » Методики исследования воображения у детей с нарушениями слуха

Методики исследования воображения у детей с нарушениями слуха

Страница 2

Выводы: На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.

Примечание: Так как исследуются дети с нарушением слуха, то у них будут преобладать конкретные рисунки, что характерно для детей данной категории. Время на выполнение задания также может быть увеличено.

Методика изучения творческого воображения.

Цель работы: изучение индивидуальных особенностей творческого воображения.

Экспериментальный материал: любые три слова в сочетании, ранее не известном испытуемому (например: разбойник, зеркало, щенок; игра, слезы, радость), чистый лист бумаги, ручка, секундомер.

Описание методики: Испытуемого просят придумывать предложения таким образом, чтобы они включали все три заданных ему слова. Предложения записываются на листе чистой бумаги. Работа продолжается в течение 5 минут. По команде "Стоп" работа прекращается

Инструкция: "Я назову Вам три слова. Ваша задача возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова. Каждую фразу пишите с новой строки, разборчиво, чтобы можно было прочесть. По команде "Стоп" прекратите писать и переверните лист бумаги. Время работы 5 минут".

Фиксация результатов: Испытуемый пишет ответы на листе бумаги. Экспериментатор ведет анализ и подсчитывает коэффициент на том же листе.

Обработка результатов: Написанные предложения оцениваются по двум параметрам: коэффициенту творческого воображения и по количеству предложений.

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми ниже критериями. Баллы оценки каждого предложения сводятся затем к коэффициенту творческого воображения - сумма баллов делится на количество предложений.

\begin{displaymath}
К = \frac{П}{М},
\end{displaymath}

где К - коэффициент творческого воображения,

П - сумма баллов по всем предложениям,

М - количество предложений.

Оценка результатов: При подсчете коэффициента творческого воображения каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

5 - остроумная, оригинальная комбинация;

4 - правильное логическое сочетание слов;

3 - пожалуй, и так можно;

2 - два слова связаны, а третье - нелогично;

1 - бессмысленное сочетание слов.

В случае, если все предложения объединены между собой обоснованными, а не случайными связями и получился оригинальный рассказ, то к коэффициенту творческого воображения можно добавить один балл. Кроме того, по этой методике можно оценить скорость протекания процессов мышления и широту активного словаря.

На практике бывает трудно разграничить оценки "4" и "5". Обычно оценка "5" ставится за сложносочиненные, сложноподчиненные предложения, предложения с прямой речью. Часто встречающиеся в выборке предложения оцениваются в три балла.

Выводы: На основе сравнения индивидуальных результатов с результатами группы делается вывод об уровне развития творческого мышления.

Примечание: В оценке результатов детей с нарушением слуха по данной методике наблюдается оценка результата в три бала и ниже, в крайних случаях возможны и четыре бала, но чаще для слабослышащих детей.

Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, географию, астрономию и другие предметы.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Подготовка учителя к работе с технологией
В своей статье «Как подготовить современный урок» Ю. В. Завельский дает определение урока. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем ...

Технология самоанализа урока математики
На основе теоретического материала нами разработана технология самоанализа урока математики. Целью технологии самоанализа урока является повышение эффективности процесса обучения школьников математике. Содержанием технологии самоанализа является урок математики. Подготовка к уроку математики и его ...

Что такое сюжетные задачи
Сюжетная задача – математическая задача, в которой описан жизненный сюжет, а именно, количественная сторона реальных процессов, явлений и ситуаций; она содержит требования найти искомую величину по данным в задаче величинам и связям между ними. Цели решения сюжетных задач: Формирование у учащихся о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru