В основном используют картосхемы на военную тематику. Ученика привлекает идея военной операции, ее замысел, развитие маневра. В ходе разбора картосхемы, ребята соединяют различные этапы битв в единое целое, группируют рисунки-картосхемы, обозначая буквами битву, а цифрами -последовательные этапы битв.
Например:
1. Какие этапы Полтавской битвы отражает несколько схем?
2. Заполнить легенды к ним.
3. Определить место, где находились войска Петра І и Карла ХІІ в каждый момент битвы, представленной в картосхеме.
В старших классах проблемные задания по карте связывают и с критическим анализом карт. Методика критического анализа карт близка научной критике источников, поэтому сложна для школьников. Ученики убеждаются, что карты отражают не историю вообще, автор любой карты основывается на своем собственном видении прошлого. На этом этапе полезно сравнивать карты, изданные в Украине, России и Западной Европе, в разных странах и регионах. Дети убеждаются, что карта может делать политику.
Аналитический (он еще называет его дедуктивным) отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разборе готовой заполненной исторической карты. В этом случае дети имеют возможность рассмотреть различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи.
Синтетический (или индуктивный) путь знакомства с картой, по его мнению, в какой-то степени воспроизводит процесс создания исторической карты. Школьники получают чистую контурную карту или пленку, затем на нее накладывается «географический фон», далее наносятся границы, далее ее превращают в тематическую карту, наносятся необходимые объекты, а затем уже надписи к ним. Таким путем дети расчленяют картографические слои и убеждаются в разноплановости картографической информации. Вот почему на уроке учителю истории необходимо использовать разные карты и разные приемы работы с ними.
Другое по теме:
Модели и технологии дистанционного образования
Исторически дистанционное образование (ДО) прошло через следующие этапы: а) Использование одной технологии и отсутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типичным примером является заочное обучение – обучение по переписке. б) Интегрирование различных технологий, упо ...
Детский сад А.С. Симонович
Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "с ...
Возрастные особенности
"Я-концепции"
К концу подросткового возраста формируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я"). При этом она может и не совпадать с реальным "Я". В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить сво ...