Педагогика и воспитание » Методика преподавания истории в русской школе в начале ХХ века » Сравнительный анализ методов преподавания истории начала XX в. и современных методик

Сравнительный анализ методов преподавания истории начала XX в. и современных методик

Страница 3

В 90-е гг. решили отказаться от традиционных для России программ и ввести по западному образцу Госстандарт, определяющий обязательный минимум исторического образования, количественные критерии оценки качества обучения. Во временном Госстандарте излагаются основные требования к историческому образованию учащихся в средней школе. В пояснительной записке определяются цели обучения истории в школе, объект изучения истории (прошлое человечества) и основные системные характеристики объекта (историческое время, пространство, движение).

Стандарт содержит обязательный минимум по истории, т.е. базовое содержание. Знания, вошедшие в эту часть, должны быть общепринятыми с точки зрения их образовательной ценности. Базовое содержание истории фиксируется с такой степенью детализации, которая бы исключала или сводила к минимуму возможность его произвольного толкования. Стандарт должен учитывать возможности массовой школы, но и должен оставлять возможность создавать на его основе любые программы. Обязательный минимум — это то ядро, которое необходимо усвоить любому ученику.

В то же время в стандарте заложен и базовый компонент — тот минимум знаний, который должен дать учитель. Базовое содержание шире и глубже по сравнению с минимальным требуемым уровнем усвоения. В стандарте необходимы также требования к минимальному уровню подготовки. В этом разделе представлены умения, причем полностью и в соответствии с их последовательностью освоения. Технология проверочных работ в стандарте содержит типовые задания для проверки, критериально-ориентированные тесты. В современной школе ученик получает большую свободу действий в процессе обучения, больше учитываются его индивидуальные способности, возможности, запросы и интересы. На первое место постепенно выдвигается вопрос выбора школы, учителя, форм обучения, учебников и пособий, темпов и последовательности изучения исторического содержания.

Осуществляется внедрение программ разных уровней обучения, дающих базовые и углубленные знания, учитывающих развитие интересов обучающихся, в том числе и будущих профессиональных. Все чаще при обучении истории применяется психология, причем как педагогическая, так и историческая, в целях углубленного и осмысленного познания истории.

Основа современной методики, так или иначе, ведет свое начало с педагогики дореволюционной. Учет индивидуально – психологических особенностей учащихся являлся первостепенной базой методических исследований, как подчеркивал Кареев. Он неоднократно отмечал всю важность изучения личностных качеств каждого ученика, с целью достижения лучшего результата.

Для того, чтобы более конкретно представить различия и сходства дореволюционной и современной методики обратимся к сравнительному анализу при помощи схем.

На первом этапе практической работы мы сравнили цели обучении в русской школе конца XIX – начала XX веков с современными целями.

Схема №1. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX—НАЧАЛА XX В.

Схема №2.ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.

Как мы видим из схемы №1, основными целями в обучении истории в начале XX века выступают несколько: образовательная, воспитательная, развивающая. Их компонентами являются самые разнообразные элементы обучения, к примеру, у образовательной цели: формирование исторического мышления, умения ориентироваться в способностях, знать процесс исторического развития. У воспитательной цели: воспитание патриотизма, нравственное и гражданское, воспитание в духе веры, преданности отечеству, национальное единение. У развивающей цели одна направленность – это развитие личности ученика, его умственных способностей.

Если анализировать схему №2 то, можно увидеть, что у современного исторического образования пять четких целей, которые установлены Госстандартом и за счет них и определяется направление обучения истории. Прежде всего, это: основа знаний, осмысление событий явлений, ценностные ориентации и убеждения, опыт истории, гуманизм и нравственность, интерес к истории и культуре.

Сравнив данные двух схем, мы можем проследить эволюцию целей обучения истории, ряд сходств и существенные различия. Историческое образование в императорской России и современное образование несут в себе образовательные, воспитательные и развивающие цели. К примеру, в начале XX века образовательной цель преследует знание процесса исторического развития и его закономерности, в современности эта цель несет в себе понятие «Основа знаний».

Так же мы видим существенные различия в этих двух схемах. Современное образование уже не несет в себе в воспитательных целях – веру, преданность престолу и отечеству, но включает в себя ряд новых компонентов таких, как: опыт исторического знания, гуманизм и нравственность. На втором этапе исследования мы решили проанализировать методы преподавания истории.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Социокультурные основы специального образования
Концепция Социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до Середины ХХ в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце ХIХ — начале ХХ в. под влиянием философии Ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе лежала идея о социальной полезно ...

Учение как деятельность
Под деятельностью в психологии принято понимать активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как ...

Причины и факторы национальной нетерпимости
Составными частями ксенофобии являются социальные стереотипы, предубеждения и предрассудки. Что же касается мышления ксенофоба, то весь мир видится им исключительно в черно-белом цвете, с доминированием эмоций и чувства вражды или презрения к "чужим". При этом отрицательные черты отдельны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru