Педагогика и воспитание » Проблема манипуляции в педагогической деятельности » Мишени воздействия

Мишени воздействия

Страница 2

Социальный контекст - совокупность переменных общения, задаваемых со стороны тех или иных групп людей (реальных или условных). Множество взаимопересекающихся плос­костей, на которые приходится ориентироваться, можно грубо распределить по двум уров­ням.

Макросоциальный уровень определяет встроенность общающихся в широкий контекст со­циальных отношений, феноменологически иногда трудно отделимый от уже упомянутого культурного. Так же как и последний включает в себя общезначимые нормы, широко распространенные стереотипы, предрассудки. Отличие в том, что эти требования более изменчивы (менее традиционны) и несут в себе выражение интересов более очерченных социальных общностей.

Самостоятельной характеристикой этого уровня выступает заметная зависимость от того, к какой социальной группе принадлежат партнеры по общению. Не менее важно, в рамках ка­кой группы будет происходить общение.

Этот уровень ответственен за создание и поддержание в рабочем состоянии всем извест­ных схем действий, согласно которым людям предписывается себя вести в тех или иных ро­левых позициях.

Микросоциальный уровень образует стандартные социальные ситуации.

Структура социальной ситуации включает распределение ролей, стандартные социально-ролевые предписания (и взаимные ожидания), сценарные последовательности, гибкие прави­ла и нормы отношении.

1. Распределение ролей задает стандартное соотношение между участвующими сторонами. Как правило, складывается или случается, но может и специально подбираться.

2. Обобщенные социально-ролевые предписания о том, как надлежит действовать чело­веку, занявшему ту или иную ролевую позицию. Они же составляют и основу взаимных ожиданий участников друг к другу. Представляют собой готовые шаблоны действий.

3. Сценарии - стандартные последовательности, которые в тех или иных привычных си­туациях принято разыгрывать. Э.Берн предложил различать такие способы структури­рования времени.

• ритуалы - "стереотипная серия простых дополнительных трансакций, заданных внеш­ними социальными факторами", которые бывают и формальными, и неформальными;

• времяпрепровождение — "серия простых, полуритуальных дополнительных трансак­ций, сгруппированных вокруг одной темы";

• игры — "серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с чет­ко определенным и предсказуемым исходом . короче говоря, это серия ходов, содер­жащих ловушку, какой-то подвох"; игры характеризуются наличием скрытых мотивов и выигрыша;

• близость, которую Э. Берн не определял, но по контексту означает открытость друг другу и получение радости ("поглаживаний") от самого контакта;

• деятельность - некоторая совместная работа, в рамках которой люди объединяются ра­ди достижения некой общей (или одинаковой) цели.

Наряду с "универсальными" психологическими сценариями социальные ситуации харак­теризуются также вполне предметными сценариями.

4. Правила и нормы, задающие конкретные формы отношений, - это результат согласо­вания интересов и привычек партнеров, которое произошло за время их знакомства.

Совокупность указанных переменных, составляющих условия общения по отношению к отдельному событию, предоставляют манипулятору довольно широкие возможности увели­чить шансы на успех своих замыслов. Важнейшая с этой точки зрения особенность указан­ных обстоятельств состоит в том, что все они накладывают значительные ограничения на поведение, чувства и даже желания участников, снижают степени свободы активности адре­сата. В фиксированных условиях точность предсказания поведения человека заметно повы­шается, потому что включенные в ситуации участники, как правило, добросовестно отыгры­вают подобающие случаю сценарии.

Очевидно поэтому, что для манипулятора немаловажно, в каких условиях проводить свое воздействие. Если есть возможность, условия подбираются: иногда изготавливаются, форми­руются, но чаще просто используется удобный случай. По мнению В. П. Шейнова среди за­дач, которые может решать манипулятор с помощью подбора условий взаимодействия, мож­но выделить два типа:

1. Подготовка к основному воздействию, его обеспечение: повысить вероятность возник­новения у адресата определенных реакций;

изменить состояние адресата, чтобы увеличить подверженность постороннему влиянию

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода
Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, прохо ...

Средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средст ...

Психолого-педагогические особенности формирования мышления младших школьников
Особенность психики ребенка - познавательная активность. Его любознательность постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Чтобы получить определенные сведени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru