Педагогика и воспитание » Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей в условиях приюта

Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей в условиях приюта

В современных условиях социально-экономического развития российского общества проблема социальной защищенности ребенка является одной из наиболее актуальных. Низкий жизненный уровень многих семей, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры в 90-е годы XX века заметно ухудшили положение детей, достаточно большое количество детей оказалось в ситуации «выпавших» из системы общественных отношений, растет число детей – социальных сирот. Для того, чтобы обеспечить детям безопасность и достойный уровень жизни, в стране была создана сеть специализированных воспитательно-образовательных учреждений для детей, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации. Среди них важное место занимают социальные приюты. Исследование их деятельности по социальной адаптации детей является важной задачей социальной педагогики.

При этом следует выделить, что ряд направлений решения данной проблемы уже изучены и представлены в научных исследованиях: теоретические положения социально-педагогической адаптации детей, разработанные В.И. Жуковым, Ю.С. Шевченко и др., свидетельствуют о том, что благодаря адаптационным процессам достигается адекватное взаимодействие человека и среды; организация комплексной социальной работы по адаптации детей, воспитывающихся в детских домах и других государственных учреждениях (М.А. Иванова, М.М. Плоткин и др); создание психолого-педагогических условий социально-педагогической адаптации детей в воспитательно-образовательных учреждениях (В.П. Кащенко, В.Я. Осенников и др.). Непосредственное отношение к обозначенной проблеме имеют исследования Галагузовой М.А., Шакуровой М.В., Васильковой Ю.В., Регуш Л.А. и др.

Анализ литературы, изучение опыта работы социальных приютов по социальной адаптации воспитанников позволяют констатировать наличие противоречия, состоящего, с одной стороны, в постоянно растущей потребности общества в адаптированной личности, а с другой в недостаточной эффективности начального этапа пребывания ребенка в приюте: процесса социально-педагогической адаптации к его условиям. Исходя из вышеизложенного нами была сформулирована проблема исследования: каковы основные направления социально-педагогической деятельности по адаптации детей в условиях приюта. Решение данной проблемы является целью дипломной работы.

Объект исследования: процесс социальной адаптации воспитанников социального приюта

Предмет исследования: деятельности социального педагога по адаптации воспитанников к условиям приюта.

Гипотеза исследования:

Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей к условиям приюта будет успешной, если:

- будет определена сущность социально-педагогической адаптации детей в условиях приюта;

- выявлены основные направления социально-педагогической деятельности адаптации детей к условиям приюта;

- разработана система социально-педагогических мероприятий по повышению уровня адаптации воспитанников к условиям приюта.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить основные направления деятельности социального педагога по адаптации детей в условиях приюта.

3. Разработать и экспериментальным путем проверить эффективность социально-педагогических мероприятий по адаптации воспитанников к условиям приюта.

Теоретическая база исследования: работы Галагузовой М.А., Шакуровой М.В., Васильковой Ю.В., Регуш Л.А. и др.

Экспериментальная база исследования: социальный приют для детей и подростков при ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Доволенского района Новосибирской области.

Методы исследования: анализ социально-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование; тестирование, педагогический эксперимент.


Другое по теме:

Фломастер
Фломастер (англ. flowmaster), инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер в 1960-е годы произвел революцию в мире пишущих средств. Используя с давних пор известный капиллярный эффект, фломастер прочно вошел в быт и в технику рисования. Каждому, кто рисует ...

Психологический аспект
Анализируя роль И. Песталоцци, П.Ф. Каптерев утверждает, что "Песталоцци понимал все обучение, как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития". Однако в то же время, согласно П.Ф. Каптереву, "…преувеличение ...

Причины и факторы национальной нетерпимости
Составными частями ксенофобии являются социальные стереотипы, предубеждения и предрассудки. Что же касается мышления ксенофоба, то весь мир видится им исключительно в черно-белом цвете, с доминированием эмоций и чувства вражды или презрения к "чужим". При этом отрицательные черты отдельны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru