Педагогика и воспитание » Процесс обучения младших школьников решению задач стохастического характера

Процесс обучения младших школьников решению задач стохастического характера

Важным аспектом модернизации содержания математического образования является включение в школьные программы элементов комбинаторики и теории вероятностей. Это обусловлено ролью, которую играют вероятностно-статистические знания в общеобразовательной подготовке современного человека. Ряд наук развивается на вероятностно-статистической базе, и без соответствующей подготовки невозможно полноценное изучение этих дисциплин, без минимальной вероятностно-статистической грамотности трудно воспринимать социально-экономическую информацию и принимать на ее основе решения.

Во многих странах, в частности, в Великобритании, Германии, США, Франции, Японии и др., с элементами теории вероятностей учащиеся знакомятся в младших классах и на протяжении всего периода обучения в школе усваивают вероятностно-статистические подходы к анализу распространенных ситуаций, встречающихся в повседневной жизни. До недавнего времени Россия оставалась одной из немногих стран с развитой системой образования, где вероятностно-статистические знания практически всегда оставались за пределами школьного обучения. С наступлением XXI века мы окончательно убедились в неотвратимости пришествия в среднюю школу стохастики, изучающей случайные явления. Об этом, в частности, свидетельствует предстоящее включение в содержание школьного математического образования новой стохастической линии "Анализ данных", в которой представлены основы вероятностно-статистических подходов к анализу явлений повседневной жизни. Изучение школьниками закономерностей случайных явлений требует от учителя владения специфической методикой, направленной на развитие особого типа мышления и формирование особых, недетерминированных представлений. Поэтому остро встает проблема методической готовности учителей, способных к успешной реализации вероятностно-статистической содержательно-методической линии в школьном курсе математики.

В ряду исследований особое место занимают работы, имеющие фундаментальное значение для решения проблемы формирования методической готовности учителя к обучению школьников стохастике. К ним относятся:

- исследование А.Г. Мордковича, в котором разработана и реализована концепция профессионально-педагогической направленности специальной подготовки студентов педвузов;

- исследования И.Б.Лариной, Э.А. Мирошниченко, С.А. Самсоновой и др., связанные с решением проблем профессиональной подготовки будущих учителей математики при обучении стохастике;

- исследования, посвященные решению конкретных научно-методических проблем обучения школьников элементам теории вероятностей и математической статистики (Л.О. Бычкова, СИ. Воробьева, Ж. Кудратов, К.Н. Курындина, И.О.Соловьева, В.В. Фирсов и др.).

Таким образом, в последнее время в России сделаны реальные шаги к введению в школьный курс математики стохастической содержательно-методической линии. Разработаны проекты концепции школьного математического образования, экспериментальные учебные программы, базисные и школьные учебные планы, новые учебники математики для средней школы, в которых представлен стохастический материал, появился ряд научно-методических работ, посвященных этой проблеме.

При изучении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в школе предлагается ориентироваться на следующее содержание. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, подсчет числа вариантов с помощью правила умножения. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Диаграммы Эйлера. Понятие и примеры случайных событий. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности. Перечисленный круг вопросов представляет собой некоторый минимум, доступный учащимся основной школы и достаточный для формирования у них первоначальных вероятностно-статистических представлений.

Современные исследования (Выготский Л.С., Медведева О.С., Давыдов В.В.,Гейдман Б.Г., Темерязев Т.Е., Рубина А.Г., А.П. Тонких и др.) показывают, что развитие у детей способностей к комбинациям и перестановкам предметов намного эффективнее начинать в раннем детстве, так как с возрастом у человека формируется консервативное мышление, что затрудняет восприятие многих понятий комбинаторики, теории вероятностей, математической статистики. В старшей школе тем ученикам, которые знакомы лишь с детерминированными моделями реального мира, очень сложно воспринимать идеи вероятностного, случайного характера. Таким образом, необходима пропедевтическая подготовка изучения этих разделов математики. Это не только повлияет на развитие мышления школьников, но и поможет учащимся накопить определенный запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и их свойствах. Поэтому современный человек должен иметь понятие об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, которые играют важную роль в науке, технике, экономике.

В начальной школе стохастика может быть представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики. Их изучение формирует у младших школьников отдельные комбинаторные способности, вероятностные понятия («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), статистическую культуру.

Реализация стохастической содержательно-методической линии в младших классах предоставит школьникам возможность:

- научиться осуществлять несложный перебор всех возможных вариантов при решении простейших комбинаторных задач;

- получить представления о графах, «читать» информацию, заданную с помощью простых диаграмм, таблиц, графов;

- приобрести первоначальный опыт проведения простых стахостических экспериментов;

- получить представления о некоторых вероятностных понятиях.

В работе мы рассмотрели основные теоретические положения комбинаторики и теории вероятностей, рассмотрели существующие методики работы над заданиями с элементами теории вероятностей и комбинаторики, а также методику работы над заданиями такого типа в начальной школе, разработали задания стохастического характера и план одного из внеклассных занятий.

Предмет исследования – использование в процессе обучения младших школьников заданий начального курса математики по программе.

Объект исследования – процесс обучения младших школьников решению задач стохастического характера.

Цели работы:

– изучение и систематизация основных теоретических вопросов, связанных с комбинаторикой, теорией вероятностей, мтаематической статистикой;

– изучение и систематизация основных методических вопросов, связанных с изучением в начальной школе элементов комбинаторики и теории вероятностей;

- разработка системы заданий и практического занятия, посвященных стохастике.

Задачи:

Изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования.

Обобщение и систематизация основных вопросов теории по теме исследования.

Знакомство, обобщение и систематизация практических заданий стохастического характера.

Ознакомление с существующими методиками работы над заданиями стохастического характера.

Анализ программы по математике Н.Б.Истоминой.

Разработка заданий стохастического характера.

Разработка практического занятия, на котором реализуется стохастическая учебно-методическая линия.


Другое по теме:

Понятие становления личности
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Социальная л ...

Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы
Опытно-педагогическая работа проводилась в 1 "В" МОУ СОШ № 68 г. Барнаула. Основная цель опытно-педагогической работы состояла в разработке системы занятий по организации наблюдений и опытов и проверке уровня развития мышления младших школьников. В ходе проведения опытно-педагогической ра ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
Вопрос о психологической специфике развития в младшем школьном возрасте представляется очень актуальным для педагогов и злободневным. В последние десятилетия появилось большое количество самых разнообразных образовательных учреждений, где обучаются дети младшего школьного возраста. При этом, с одно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru