Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении

Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении

Изучение особенностей мышления умственно отсталых школьников является актуальной проблемой специальной психологии.

Этой проблемой занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Б.И. Зейгарник, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, В.Н. Синев, Ж.И. Шиф и многие другие.

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Структура дефекта предполагает замедленный темп психофизического развития, неравномерность физического и психологического развития, дисгармоничность в развитии психики. Развитие детей с таким дефектом протекает на более низком уровне, чем развитие их нормальных сверстников и отличается узостью, бездонностью содержания психической деятельности, а также более поздним становлением высших психических функций.

Исследованием мышления умственно отсталых школьников занимались Л.В. Занков, М.В. Зверева, Е.И. Липецкая, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, и другие ученые. Выявлено, что у учащихся вспомогательной школы процессы сравнения и обобщения затруднены, для них характерны недостаточное развитие логического анализа и синтеза, при выполнении экспериментальных заданий, мысленное сравнение предметов, требующее определенного уровня сформированности понятий, осуществляется с недостаточным учетом причинно - следственных отношений.

Развитие обобщения которое составляет основу оборудования понятий, у умственно отсталых происходит преимущественно за счет увеличения числа выделяемых признаков и, в первую очередь, внешних ситуационных, не существенных. Коррекция недостаточности мышления у умственно отсталых учащихся предполагает обязательную активизацию и совершенствование мыслительных операций. Цель нашего психологического эксперимента сводилась к тому, чтобы определить, обладают ли ученики вспомогательной шкалы приемами доказательного мышления.

Гипотеза – Своевременное включение в методики различных учебных предметов специальных приемов, формирующих и развивающих мыслительные операции, навыки аргументированного доказательства деятельности учащихся коррекционно – образовательных учреждений.

Объект исследования – Процесс формирования и развития мышления у учащихся коррекционно–образовательных учреждений.

Предмет исследования – Особенности мыслительных операций умственно – отсталых школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость – Выявлены особенности овладения приемами доказательного мышления умственно отсталыми учащимися с 5 по 8 классы коррекционно – образовательного учреждения VIII вида.

Практическая значимость – Предложены рекомендации по развитию логического мышления на доступном уровне у умственно отсталых школьников. Результаты исследования могут быть исследованы для совершенствования методов и приемов коррекции, воздействия в коррекционно – образовательных учреждениях VIII вида.

Методологическая основа исследования – В основу исследования легли положения Выготского о качественном своеобразии нормального и аномального развития, и о наличии у каждого аномального ребенка сохранных возможностей, о первичной и вторичной структуре дефекта и о зонах актуального и ближайшего развития, мы опирались на исследования А.П. Лурия, В.И. Лубовского, А.М. Мешерекова, М.С. Певзнер, и других ученных, которые показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно – рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Организация исследования. Исследование умения умственно отсталыми школьниками аргументировать, опровергать, доказывать те или иные положения проводилось на базе комплекса «Ясли – детский сад – школа – ПТУ – реабилитационное пространство».

В исследовании приняло участие 54 ученика вспомогательной школы, с основной неосложненной формой олигофрении.

Методы исследования

Исходя из целей и задач исследования были использованы следующие экспериментально–теоретические методы:

1. Ретроспективный анализ литературы.

2. Метод изучения школьной документации.

3. Метод изучения методико–педагогической документации.

4. Метод беседы.

5. Метод констатирующего эксперимента.

6. Методика исследования доказательного мышления по И.М. Бгажноковой (1984).

Логика исследования определила структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и литературы.


Другое по теме:

Современные зарубежные дидактические системы
Современные дидактические системы, основываясь на достижениях и ошибках прошлого, выдвигали новые концепции, которые должны были решить основную задачу обучения. Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности: Мет ...

Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Автоматизация и дифференциация звуков на более сложном речевом материале. Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций. Коррекция лексико-грамматических нарушений. Таким образом, система л ...

Планирование работы по формированию культуры поведения детей в средней группе ДОУ
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения дошкольников в средней группе, необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приё ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru