Новая педагогика » Условия приобщения дошкольников к этнической культуре средствами детских праздников и развлечений

Условия приобщения дошкольников к этнической культуре средствами детских праздников и развлечений

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н. Волкова (этот термин он впервые в нашей стране ввел в речевой оборот в 1972 году), предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: "этнопедагогика" и "народная педагогика". Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:

• народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;

• этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: "Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых".

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости. Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

• пословицы - для социально-этического;

• загадки - для умственного;

• песни - для эстетического, патриотического;

• сказки - для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества. В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной, т.е. воспитательную идею и воспитательное значение. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность нашего исследования определяется:

а) той уникальной ролью, которую играет этническая культура в становлении личности и самосознания ребенка-дошкольника;

б) интересом к этой проблеме современных ученых-педагогов (к проблемам этнопедагогики обратились уже в середине XX века такие этнографы, педагоги, как Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, А.Э. Измайлов, В.М. Григорьев, С.М. Малиновская и др.).

Анализ понятийного аппарата темы позволил выявить основные категории, необходимые для понимания объекта и предмета исследования:

Этническая (народная) культура - зафиксированная в результатах и орудиях труда материальная и духовная деятельность человека, передаваемая от поколения к поколению: фольклор, героический эпос, музыкально-песенное искусство, традиции, предметы народных промыслов, орудия и способы их изготовления и т.д.

Традиция (от лат. traditio - передача, предание) - способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох.

Обычаи - стереотипные формы массового поведения, которые выражаются в повторении стандартизованных действий и выступают в качестве эффективного средства социального регулирования, поддерживая определенную иерархию социальных статусов (определение Э.С. Маркаряна) [8, с.90].

С понятиями "традиция" и "обычай" тесно связано такое понятие, как "обряд".

Обряды и обычаи имеют некоторые общие черты, так как и в том, и в другом случае существует типизация образцов конкретных действий, то есть это всегда регламентированное поведение; это два канала, по которым происходит функционирование традиций. Через организацию деятельности, на уровне простых стереотипно повторяющихся общественных отношений обычаи и обряды формируют необходимые духовные качества.

Однако обрядам присущи некоторые специфические характеристики, которые позволяют отличить их от понятия "обычай". В Толковом словаре говорится, что "обряд - это совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции".

Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к этнической культуре.

Предмет исследования: праздники и развлечения как средство приобщении дошкольников к этнической культуре.

Цель исследования: выявить условия приобщения дошкольников к этнической культуре средствами детских праздников и развлечений

Задачи исследования:

1) проанализировать содержание и задачи процесса приобщения дошкольников к этнической культуре;

2) изучить природу и духовное начало народных воспитательных традиций;

3) определить особенности приобщения дошкольников к этнической культуре;

4) изучить средства приобщения дошкольников к этнической культуре;

5) провести психолого-педагогический эксперимент в условиях детского сада;

6) провести анализ результатов эксперимента и сделать вывод о состоятельности выдвинутой нами гипотезы.

Гипотеза: мы предполагаем, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы этнической культуры (в частности, устное народное творчество и фольклор, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к этнической культуре русского и украинского народов. Методы исследования: обзор литературы по данной теме (проанализировано более 15 источников), изучение передового педагогического опыта; теоретический анализ педагогических идей, эмпирические методы (наблюдение, беседа, игровые упражнения), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).


Другое по теме:

Причины стойких нарушений письма и условия их компенсации
Е.А. Яструбинская пишет, что в основе возникновения стойких "нелепых", часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины. Причины стойких нарушений письма и чтения: 1) Социально-экономического характера: А) слабая готовность ребенка к школ ...

Приемы обучения выразительному чтению стихов
Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А., можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду: 1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создан ...

Функциональный базис графомоторных навыков письма и его нарушения
Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru