Педагогика и воспитание » Обучение информатике на основе использования системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников » Подходы к выявлению профессиональной ориентации старшеклассников

Подходы к выявлению профессиональной ориентации старшеклассников

Страница 3

“Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям”.

На сегодняшний день можно выделить четыре подхода профессиональной ориентации:

1. информационный;

2. диагностико-консультационный;

3. развивающий;

4. активизирующий.

Существуют и другие подходы - директивно-манипулятивные, социально- пропагандистские, психотерапевтические и т.д.,

Рассмотрим эти четыре основных подхода подробнее:

1.

Информационный подход

.

Цель: обеспечение старшеклассника разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

Примеры:

1. образовательные выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные профессионально ориентационной тематике;

2. справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы;

3. сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы;

4. поисковые системы в интернете - банки вакансий для соискателей и работодателей

2.

Диагностико-консультационный подход

.

Цель: установление соответствия старшеклассника тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей школьника и требований к профессиям.

Примеры:

· интервью-собеседование и анкетирование;

· профессионально-ориентационное и психологическое консультирование;

· профессионально-ориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции).

Этот подход применяется в профориентации для выбора профильного обучения, учебного заведения, профессии, сферы деятельности, карьерного консультирования и т.п. В случае компьютерной диагностики максимальная результативность этого метода достигается благодаря индивидуальной консультации психолога по результатам тестирования.

3.

Развивающий подход.

Цель: формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.

Примеры:

1. тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения (« Моя профессия», « Облака знаний», « Внимание-сила» и другие тренинги для школьников;

2. деловые оргдеятельностные игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе;

3. психотехнические упражнения, развивающие навыки саморегуляции;

4. компьютерные программы (« Интеллект-тренажер» );

Развивающий подход актуален для подростков. Подросткам он помогает преодолеть неуверенность в себе, чувство неопределенности, разобраться в себе. К таким формам развивающих методов относятся тренинги повышения учебной и трудовой мотивации, профессионально-ориентационные тренинги.

Существуют различные методы и средства для выявления профессиональной ориентации старшеклассников. Они могут помочь ученикам в их выборе, а могут и наоборот неправильно выявить профессию. И тогда старшеклассник, когда коснется данной профессии, может понять ошибочность своего выбора. Были изучены различные подходы профессиональной ориентации. Теперь рассмотрим один из опросников для выявления профессиональной ориентации старшеклассников:

Пример вопросника на выявление профессиональной ориентации:

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А. Климов)

Структура данного опросника:

Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа

Возраст: Подростковый

Тип теста: Вербальный

Вопросов: 20 ·

Назначение теста

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Правила заполнения страницы в журнале
Для начала заполняем правую страницу в журнале, отмечаем дату и тему урока, сколько рассчитано пар на день столько строк и заполняем, каждый раз указывая дату. После темы урока обязательно роспись, так как без росписи пара является не действительной. На левой странице, так же отмечаются даты, прису ...

Использование индивидуальной системы заданий по темам «Формализация и моделирование» и «Microsoft Excel» в курсе информатике для старшей школы
Проведение опытно-экспериментальной работы направлено на практическую проверку гипотезы исследования и внедрение в учебный процесс систему задач и заданий по информатике, дифференцированную в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников. Опытно-экспериментальная работа проводилась в ...

Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ
В 80-х гг. прошлого века явно обострилось несоответствие между результатами, которые давало образование и насущными потребностями времени. На путях поиска альтернативы массовому традиционному образованию сложились современные дидактические системы и авторские школы. В.А. Сластенин так определяет эт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru