Педагогика и воспитание » Обучение информатике на основе использования системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников » Подходы к выявлению профессиональной ориентации старшеклассников

Подходы к выявлению профессиональной ориентации старшеклассников

Страница 3

“Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям”.

На сегодняшний день можно выделить четыре подхода профессиональной ориентации:

1. информационный;

2. диагностико-консультационный;

3. развивающий;

4. активизирующий.

Существуют и другие подходы - директивно-манипулятивные, социально- пропагандистские, психотерапевтические и т.д.,

Рассмотрим эти четыре основных подхода подробнее:

1.

Информационный подход

.

Цель: обеспечение старшеклассника разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

Примеры:

1. образовательные выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные профессионально ориентационной тематике;

2. справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы;

3. сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы;

4. поисковые системы в интернете - банки вакансий для соискателей и работодателей

2.

Диагностико-консультационный подход

.

Цель: установление соответствия старшеклассника тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей школьника и требований к профессиям.

Примеры:

· интервью-собеседование и анкетирование;

· профессионально-ориентационное и психологическое консультирование;

· профессионально-ориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции).

Этот подход применяется в профориентации для выбора профильного обучения, учебного заведения, профессии, сферы деятельности, карьерного консультирования и т.п. В случае компьютерной диагностики максимальная результативность этого метода достигается благодаря индивидуальной консультации психолога по результатам тестирования.

3.

Развивающий подход.

Цель: формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.

Примеры:

1. тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения (« Моя профессия», « Облака знаний», « Внимание-сила» и другие тренинги для школьников;

2. деловые оргдеятельностные игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе;

3. психотехнические упражнения, развивающие навыки саморегуляции;

4. компьютерные программы (« Интеллект-тренажер» );

Развивающий подход актуален для подростков. Подросткам он помогает преодолеть неуверенность в себе, чувство неопределенности, разобраться в себе. К таким формам развивающих методов относятся тренинги повышения учебной и трудовой мотивации, профессионально-ориентационные тренинги.

Существуют различные методы и средства для выявления профессиональной ориентации старшеклассников. Они могут помочь ученикам в их выборе, а могут и наоборот неправильно выявить профессию. И тогда старшеклассник, когда коснется данной профессии, может понять ошибочность своего выбора. Были изучены различные подходы профессиональной ориентации. Теперь рассмотрим один из опросников для выявления профессиональной ориентации старшеклассников:

Пример вопросника на выявление профессиональной ориентации:

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А. Климов)

Структура данного опросника:

Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа

Возраст: Подростковый

Тип теста: Вербальный

Вопросов: 20 ·

Назначение теста

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Анализ внеурочного мероприятия
Дата проведения 23.01.12. Данное мероприятие соответствует возрастным особенностям молодежи, так как это активный вид отдыха. Катание на коньках - прекрасный вид активного отдыха дарит массу положительных эмоций. Катаясь, мы избавляемся от стрессов и просто плохого настроения. Психологи советуют ка ...

Структура непрерывного образования
В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, д ...

Организация домашней учебной работы
Один из видов самостоятельной работы – домашняя работа. Ее главная цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся. Видами самостоятельной работы учащихся являются задания на каникулы, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru