Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Зарубежные системы, отражающие тенденции развития современного отечественного образования

Зарубежные системы, отражающие тенденции развития современного отечественного образования

Страница 1

Поскольку отечественная дидактика развивается в сопряжении с мировыми теориями обучения, некоторые из них оказывают существенное влияние на характер обучения в российских школах, поэтому необходимо рассмотреть те зарубежные дидактические системы, целевая направленность которых совпадает с современными тенденциями развития отечественного образования. К таким системам относят дидактическую систему Сократа, систему Монтессори, принципы Вальдорфской школы, систему Френе.

Древнегреческий философ и педагог Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) путем особых вопросов и рассуждений помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы; в результате истина открывалась не только ученику, но и учителю. Его метод нашел отражение в прогрессивных теориях обучения и получил название сократического или эвристического. Эвристический метод предполагает рождение знаний вместо их "передачи". В своих беседах Сократ признает уникальность каждого человека и истинность каждого мнения" "Мера существующего или несуществующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отличается один от другого, потому что для одного существует и кажется одно, а для другого - другое. < >Ничье мнение не бывает ложным….". "Я знаю, что ничего не знаю" - начальная эвристическая формула Сократа, которого можно считать основоположником эвристического обучения. Отличие этого типа обучения от традиционного состоит в изменении отношения между знанием и незнанием:

Традиционный ориентир обучения - перевод незнания в знание: дать знания, получить знания - эти фразы отражают привычный смысл взаимодействия ученика и учителя.

В эвристическом подходе, переводя незнаемое в знания, ученик сталкивается с парадоксальной ситуацией увеличения незнания. Образование становится механизмом самодвижения.

В этих двух противоположных дидактических подходах заложена принципиально новая система образования.

Большое распространение не только за рубежом, но и в России получила дидактическая система французского педагога С. Френе (1896 - 1966), создавшего оригинальную систему школьного обучения, основаную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей. Основой учебного процесса в школе Френе является создание учащимися так называемых свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Традиционные учебники в школе отсутствуют, а вместо них действует система карточек, содержащих математические задачи и грамматические упражнения. Чтобы не травмировать психику детей, оценки в школе Френе не выставляются, а вместо них существует система поощрений. Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику имеется индивидуальный подход. Недостатком системы Френе является отсутствие последовательности в изучении материала, в то же время отдельные элементы системы используются в современных школах (система карточек). В целом, школа Френе предвосхитила новые дидактические системы.

Популярной в России является система итальянского педагога и врача Марии Монтессори (1861 - 1952). Система Монтессори построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет. В основе системы лежит многообразная практическая деятельность детей со специально подготовленным дидактическим материалом. Активная роль учителя отрицается, преобладают методы автодидактики. Главный принцип дидактической системы Монтессори: "Помоги мне это сделать самому". В России широко используются материалы из системы Монтессори для природосообразного обучения детей в детском саду и начальной школе.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Творческие способности учащихся развиваются только в творческой деятельности. Другого пути нет. Лев Николаевич Толстой писал: "Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он будет только копировать". обучение творческий игра английский Одно из основных заданий школы - п ...

Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влия ...

Болонский процесс
Сейчас идёт очень непростой процесс глобализации в масштабе всего мира, что существенным образом отражается на образовании. В сфере российского образования глобализация проявляется в форме Болонского процесса. Болонский процесс - это процесс создания Зоны европейского высшего образования как ключев ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru