Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Понятие эстетического воспитания. Цели и задачи эстетического воспитания старших дошкольников

Понятие эстетического воспитания. Цели и задачи эстетического воспитания старших дошкольников

Страница 4

Методы, по выражению А.С. Макаренко, это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников.

Основные методы эстетического воспитания он объединил в следующие группы, направленные:

1) на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений. Это могут быть наблюдения за окружающими предметами и явлениями природы, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их (например, рассматривание иллюстраций разных художников к одному произведению, нескольких картин на одну тему с прослушиванием созвучного по настроению музыкального произведения, создание воображаемых ситуаций, «вхождение 'в образ»);

2) на формирование элементов эстетического сознания детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки). Это могут быть различные беседы и рассказы, экскурсии и прогулки с наблюдениями, игровые методы и приемы (например, использование сенсорных дидактических игр на закрепление знаний по форме, цвету; рассматривание дымковской игрушки т. д.);

3) на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова.

К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования, упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования в сопровождении разъясняющего слова.

4) на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, проблемных ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ, спланировать все этапы действия и рассказать о них («Послушай пьесу, подумай, какого она характера, расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка» и т. п.).

Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.

Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх (игре-опере, игре-сказке, игре-драматизации и т. д.). Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности. Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия, как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Речевая деятельность в связи с понятием «культура речи»
Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей: первые его слова – факт пробуждения сознания. Это счастье родителей. Весь дальнейший путь речевого развития ребенка полон загадок: откуда в речи двухлетнего ребенка появляются грамматические формы слов, словосочетания с согласованием и даже г ...

Развитие непроизвольного и произвольного внимания
У детей младшего школьного возраста значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественн ...

Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
В данном параграфе будут рассмотрены вопросы возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости у дошкольников. Для этого нам необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие нам судить об сюжетно-ролевой игре ка ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru