Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Музыкально-педагогическое наследие музыки в духовном воспитании учащихся

Музыкально-педагогическое наследие музыки в духовном воспитании учащихся

Страница 2

Несмотря на достаточно частое применение в науке термина «наследие», не имеется единой трактовки данного понятия. В качестве базовых источников в раскрытии сущности «наследия» («всемирное наследие», «культурное наследие», «природное наследие», «культурно-историческое наследие») нами изучены государственные документы:

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, вступила в силу в 1975 г., в 1992 г. ратифицирована 123 странами, в том числе и Россией, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002. №73-Ф3, в которых чётко даны определения различных сторон данного понятия.

В целом, под понятием «наследие» в работе понимается явление культуры, полученное от предыдущих эпох, от предыдущих деятелей. Закономерным является изучение культурно-исторических условий формирования и развития духовной культуры. Наиболее важную роль национального искусства раскрыта в педагогических трудах конца XVI-середины ХХ веков. Особое внимание нами уделяется педагогической концепции Я. А. Коменского, который создал целостную теорию воспитания и обучения, отводя в ней важную роль музыкально-эстетического воспитания как средство формирования духовной культуры учащихся. Идеи всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась на протяжении ХХ века такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учёными и педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие. Влияние духовного воспитания на успешное развитие школьников отмечалось А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и многими другими. Работы Асафьева о музыкальном воспитании сыграли большую практическую роль в период 20-х гг. Интересны его мысли о необходимости развития музыкально - творческой реакций детей, о качествах, которыми должен обладать учитель музыки в школе, о месте народной песни в музыкальном воспитании детей. Большой вклад в дело духовного воспитания современных детей внесла Н. К. Крупская. Рассматривая подрастающих поколений как одно из важных средств общего подъёма культуры в стране, как метод всестороннего развития, она обращала внимание на то, что каждое из искусств имеет свой язык, который необходимо усваивать школьникам в средних и старших классах общеобразовательной школы. " .Музыка, - отмечала Н. К. Крупская, - помогает организовываться, действовать коллективно . имеет громаднейшее организующее значение, и она должна идти с младших групп в школе".

Под влиянием народной музыки складывается школьно-песенный репертуар. Возникает потребность в сборниках популярных народных песен, и как следствие этого, начинается собирание и издание народной музыки (первая публикация русских народных песен с напевами относится к 1776 году). В 60-е годы прошлого столетия интерес к жизни народа и его культуре заметно возрастает, собирание, и изучение фольклора приобретают общественно-политическое значение. Во многих журналах, сборниках и исследованиях, в местных газетах публикуется описание детского быта, игр, детские стихи и песни. С 60-х годов начинают выходить специальные сборники детских песен. Педагогическая направленность их определяла подбор материала. В сборник П. Бессонова («Детские песни», 1868) включены почти все жанры детского фольклора, а расположение материала отражает развитие ребёнка от младенчества до отрочества; ноты даны в приложении, и только к некоторым песням. Сборник М. Мамонтовой целиком построен на некоторых мелодиях, он называется «Детские песни на русские и малороссийские напевы»(1872). В 1875 году появляется «Русский детский песенник. Собрание песен с народными напевами» А. Фаминцына.

В конце 2-й половины XIX в. музыкальная жизнь Башкортостана заметно оживляется. Проводятся вечера и концерты гастролирующих артистов и местных музыкантов, крепнет традиция домашнего музицирования. Вечера квартетной музыки проводил скрипач Д.Н.Севастьянов, который с 1870 жил в Уфе, давал уроки игры на скрипке, выступал в концертах. Разносторонне образованный и талантливый историк, этнограф Р.Г.Игнатьев был дирижером уфимского военного оркестра, хормейстером, записывал и обрабатывал башкирские народные песни, занимался композиторским творчеством. Активную музыкально-просветительскую работу проводили любительские музыкальные общества и кружки национальной литературы и искусства. Собиранием и изучением башкирских и татарских народных песен занимались Игнатьев, А.Н.Оводов, Г.Х.Еникеев и другие. Качественно новым этапом в собирании и систематизации башкирской народной музыки в дореволюционный период стали книги С.Г.Рыбакова "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" (1897), сборник М.И.Султанова "Башкирские и татарские мотивы" (Саратов, 1916). В 1901 издательство Т.Беляева опубликовало в Лейпциге сборник обработок народных песен "Мусульманские песни" (в т.ч. около 50 башкирских), осуществленных А.Т.Гречаниновым. Одним из национально-просветительских очагов было медресе "Галия" в г. Уфе. В числе предметов, изучавшихся в медресе, была музыка. Под руководством преподавателя В. Клеменца - бывшего профессора Варшавской консерватории - из числа учащихся медресе были созданы хор и оркестр, участвовавшие в литературно-музыкальных вечерах. Впервые десятилетия Советской власти был заложен фундамент музыкально-общественной жизни в республике. В Уфе открываются государственная музыкальная школа (1920), музыкальное училище (ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922); башкирские студии при Московской государственной консерватории и Ленинградское хореографическое училище (1932), готовившие артистические и композиторские кадры для Башкортостана. В 1938 в Уфе открывается Башкирский оперный театр (с 1941 Башкирский государственный театр оперы и балета (ТОБ)), в 1939 - Башкирская государственная филармония (с музыкальном лекторием). Большим шагом в дальнейшем развитии башкирской профессиональной музыки стало объединение башкирских композиторов и музыковедов в творческий союз в 1940. В 1930-е гг. наряду с массовой песней осваиваются различные жанры вокальной, инструментальной, хоровой и симфонической музыки.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Три основные концепции обучения
Концепция обучения – это система взглядов на дидактику и её основные категории, базирующиеся (основанные) на различных философских основаниях. В педагогике концепцию обучения часто называют дидактическими системами (система Коменского). В дидактике к настоящему времени выделяют три основных концепц ...

Особенности мышления учеников вспомогательной школы при решении учебных задач
Учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необходимых для решения учебных задач. Типичным для учеников–олигофренов является применение примитивных способов решение задач, основывающихся на поверхностном анализе их условий, установлении фрагментарны ...

Преподаватели, которые первые прошли обучение по программе
Интел «Обучение для будущего» В 2006 году на базе «Оршанского педагогического колледжа им. И.К. Глушкова» по этой программа обучились 14 преподавателей и стали тьюторами. Преподаватели были разделены на пары, каждая пара должна была выполнить проект и защитить его. После защиты проектов преподавате ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru