Новая педагогика » Использование межпредметных связей как средство развития связной речи на уроках литературного чтения » Интеграция предметов в современной школе как психолого-педагогическое явление

Интеграция предметов в современной школе как психолого-педагогическое явление

Страница 4

Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех сложных задач обучения. Поэтому активная работа каждого учителя по усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания школьников, формирования у них диалектического образа мышления.

Формирование у учащихся начальной школы представления о целостной картине мира сегодня невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования. Идея интеграции возникает на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира.

Анализ программ по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности эффективного использования процесса интеграции. Интеграцию мы понимаем как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.

Предлагаются разные подходы реализации интеграции в содержании образования: исторический, личностный, социальный, антропологический, культурологический. Известны разные типы интеграции:

создание учебных курсов, объединяющих несколько дисциплин одного цикла;

группировка учебных предметов вокруг общественно значимой проблемы.

Причины и основания для объединения учебных предметов могут быть различны, и в школьной практике все более прочные позиции завоевывают интегрированные учебные курсы. Но если разработкой интегрированных курсов должен заниматься творческий коллектив, то проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю. Интегрированный урок, как отмечают многие преподаватели, способствует личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов.

На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо:

познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;

выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;

определить связи между сходными элементами знаний;

изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;

получить консультацию учителя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета, который учитель обычно не ведет.

Целью интегрированных уроков является:

всестороннее развитие личности;

формирование эстетической культуры;

воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства;

развитие воображения при помощи метода музыкально-поэтического содержания музыки через описание поэтических образов;

формирование адекватного восприятия поэтических и музыкальных произведений, а также произведений живописи;

овладение анализом поэтических и музыкальных сочинений, картин, сопоставление и сравнение их;

развитие способности ориентироваться в произведениях искусства;

воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства.

Межпредметные связи предметов гуманитарного цикла.

Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими объектами - «общество» и «человек» и методами их изучения. Изучение литературы идет в единстве с лингвистическим развитием учащихся. Взаимосвязь литературы и истории раскрывают социально-историческую обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют образной характеристике исторических этапов в развитии общества. У истории и литературы общий объект изучения - общество и человек. Сходен и логический анализ фактов в сочетании с эстетической оценкой. Литература вступает в тесный контакт с предметами эстетического цикла. Изучение родного языка связано со всеми остальными предметами. Специфика этих связей состоит в том, что они разнокачественные и могут быть схематично выражены в таких группах: 1) родной язык-русский и иностранный языки; 2) родной язык - литература; 3) родной язык - естествознание, математика; 4) родной язык - пение, рисование, физкультура, труд. Содержательная сторона этих групп связей различна. В первом случае связи носят сопоставительный или генетический характер; во втором связь выступает как «первоэлемент» для изучения литературы; в третьем связи выражаются в использовании материала того или иного предмета для развития речи и для раскрытия общности естественного языка и языка науки; обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки и специфику словоупотребления в спорте, в трудовых процессах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Детский сад А.С. Симонович
Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "с ...

Анализ программы и посещённых уроков по ручному труду
Обучение труду в младших классах специальной коррекционной школы направлено на решение следующих задач: 1)воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и других). 2) уважение к людям труда; 3)сообщение элементарных знаний о видах труда, ф ...

Особенности двигательного развития детей
Движение для ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует прежде всего движением (например, отдергивание руки при ожоге пальца, сосательные движения младенцев при раздражении губ и щек и т.д.). Вместе с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru