Новая педагогика » Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников

Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников

Страница 5

- Хоть бы она скорей разбилась, противная чашка, - ворчали ребята.

Но вот что случилось. Дежурной была девочка Лена, и всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка?

Нет она не раскололась, не потерялась. Лена взяла ее себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.

- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята. И с тех пор дежурные пили из старой чашки. Ее так и называли «наша дежурная чашка».

После чтения этого рассказа с учащимися проводится беседа по следующим вопросам:

Как одним словом можно назвать поступок Лены?

Выбери карточку со словом, которое наиболее точно говорит о поступке Лены. (На карточках написаны слова «вежливо», «смело», «справедливо», «скромно»).

О каком еще справедливом поступке ты можешь рассказать?

Результаты проведенного исследования таковы: в классе 14 % (3 чел.) детей показали низкий уровень, 50 % (9 чел.) средний уровень и 33 % (6 чел.) высокий уровень (см. рис. 2.2.).

Рисунок 2.2. Диаграмма результатов выяснения правильности понимания учениками категории «справедливость»

На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: у восьми учеников частично сформировано понятие «справедливость». Четверо учащихся (мальчики) не совсем точно отвечали на вопросы. А девочки смогли рассказать о каком-либо справедливом поступке и обосновать данный поступок.

Методика «Что мы ценим в людях».

Цель: изучить ценностные ориентации и нравственные идеалы учащихся.

Ход выполнения. Наиболее благоприятное время проведения работы – классный час. Тематика его может быть разнообразной.

Обращение-инструкция: «Задание, к выполнению которого ты сейчас приступишь, поможет нашей общей работе.

Необходимо проявить серьезность, сосредоточенность и объективность. Из числа ребят, которых ты хорошо знаешь, выбери двоих; одного – настоящего друга, а другого – человека с отрицательными чертами. Укажи те качества в них. Которые тебе нравятся или не нравятся, и приведи три поступка того и другого, которые эти качества характеризуют».

Обработка полученных данных. Анализ результатов позволяет составить не только картину декларируемых ценностей личности, но и типов реальных поступков. Их достоверность основывается на указании совершенно определенных действий, а не на обобщенных характеристиках.

Результаты проведенного исследования таковы: в классе 50 % (9 чел.) детей показали низкий уровень, 30 % (5 чел.) средний уровень и 20 % (4 чел.) высокий уровень (см. рис. 2.3.).

20 % учащихся сумели назвать положительные качества (помогает товарищу, добрый, никогда не списывает, никого не обманывает (самостоятельность и честность)); отрицательные: обманывает, сваливает вину на других, обижает, не выполняет поручения.

Рисунок 2.3. Диаграмма результатов ценностных ориентаций учащихся (методика «Что мы ценим в людях»)

30 % учащихся – называют по одному положительному и отрицательному качеству.

50 % учащихся – либо совсем не назвали, либо одно качество (лень)

Вывод: у большинства учащихся не сформированы ценностные ориентации.

В этом плане учителям, родителям есть, над чем думать.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Опытно-педагогическая работа по исследуемой теме на базе 3-х классов МОУ ТСШ № 2. Анализ результатов эксперимента
База нашего исследования МОУ ТСШ № 2. Для эксперимента были взяты 2 класса: 3-А класс - экспериментальный (классный руководитель Устенко Н.С.), 3-В класс - контрольный (классный руководитель Коваленко А.Э.). Работа проводилась в три этапа: I - констатирующий эксперимент; II - формирующий эксперимен ...

Специфика методов изучения семьи
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организов ...

Применение игр в формировании грамматического навыка
Эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Существует множество методических ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru