Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Коррекционно-логопедическая работа с детьми

Коррекционно-логопедическая работа с детьми

Страница 5

У детей с нарушениями зрения отмечаются сниженные возможности в зрительно-пространственной ориентировке из-за некоординированности, нарушения скорости и ритма движений. Это также проявляется и в недостаточном развитии предметно-практических действий из-за недостаточности организации моторных движений глаза и руки.

Учеными давно доказано, что становление речи тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Поэтому одним из направлений логопедической работы с детьми с нарушениями зрения является развитие и совершенствование мелкой моторики, координированности движений руки, ориентировочных действий в двухмерном пространстве листа, зрительного восприятия и внимания. Данное направление является особенно актуальным в плане подготовки руки ребенка к письму.

При выполнении упражнений пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр активизируется тонкая моторика, расширяются возможности эмоционального развития детей, их воображения и собственного речевого творчества. Совершенствованию мелкой моторики способствуют также различные задания в тетрадях (например: дорисовывание недостающих деталей у предметов, выполнение обводки по трафаретам, заштриховывание, раскрашивание контурных изображений, рисование по клеточкам различных предметов и др.), упражнения для пальцев и кистей рук с различными предметами (застегивание пуговиц, шнуровки, мозаика, конструктор, выкладывание фигурок из счетных палочек, шерстяных ниток, игровые задания по моделированию букв и т.п.).

Тренировке важнейших зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации и локализации способствуют обводки по трафаретам, зрительные диктанты и т.д. Ведь именно развитие кинестетического контроля за движением руки при выполнении практического является важнейшим средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в развитии двигательных навыков и умений. Задания на развитие зрительно-моторной координации способствуют и активизации зрительных анализирующих действий по фиксации формы объектов, ориентировке в микропространстве (на плоскости листа, фланелеграфа, стола).

Кроме того, в ходе таких упражнений дети легче усваивают категории множественного числа именительного, родительного, творительного и предложного падежей, согласование числительных с существительными и прилагательными, не затрудняются в образовании прилагательных от существительных, употреблении различных предлогов.

Поскольку у детей с нарушениями зрения отмечается снижение уровня эмоционального фона восприятия, недостаточность развития мимической и пантомимической выразительности, то развитие перечисленных характеристик является важной составляющей коррекционного обучения. Поэтому в работе по коррекции и развитию речи дошкольников с нарушениями зрения логопедом должны использоваться элементы психогимнастики и мимических разминок у зеркала.

Таким образом, комплексная система логопедической работы с детьми с нарушением зрения способствует эффективным и качественным изменениям в речевом развитии детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Понятие и этапы организации коллективного творческого дела
Сегодня выходят новые ориентиры - гуманизация и демократизация. Какие же способы воспитательной работы (и соответствующие формы) отвечают этим целям? На взгляд С.Д.Полякова, В.Р. Ясницкой, одной из наиболее эффективных форм является личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Коллективн ...

Психолого-педагогические особенности развития школьников подросткового возраста
Эффективность усвоения трудовых действий во многом зависят от возрастных особенностей учащихся. Установлено, что у детей десяти и старше лет костно-мышечная и нервная системы развиты настолько, что становится возможным систематическое и трудовое обучение учащихся в школьных мастерских. В этом возра ...

Исследование умственно отсталых школьников к профессиональной деятельности
Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений школьников. Исследование проводилось в период с15.09.2010. по 17.10.2010г. в реабилитационном центре «Росинка» в п. Цасучей из них: 4 мальчика и2 девочки. Были обследованы школьники 12-17 летнего возраста с диагнозами легкая степень умстве ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru