Педагогика и воспитание » Реализация принципа наглядности средствами аудиовизуальных средств отображения информации в преподавании информатики » Сущность принципа наглядности

Сущность принципа наглядности

Страница 2

Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа.

Значимость принципа связи теории с практикой объясняется тем, что практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее.

Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности. И, чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.

В свете темы данной дипломной работы особый интерес представляет принцип наглядности. Значимость этого принципа подчеркивал еще сам Я.А.Коменский. Он писал «… это «золотое правило» для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.». Со временем значимость его слов не только не уменьшилось, а увеличилось от эпохи к эпохе, так К.Д. Ушинский писал «…Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детские памяти, должен заботиться о том чтобы как можно больше органов чувств глаза, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если это возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания… Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются».

Учителя при изложении учебного материала во все времени старались иллюстрировать свои слова. Это были рисунки, плакаты, изучаемые объекты, модели и т.д. При этом использовались все доступные средства, которые изменялись вслед за движением научно-технического процесса. Так применять диапозитивы в просветительных целях начали во второй половине XIX в. Демонстрировали их проекционным («волшебным») фонарем, изобретенным еще в 1640 г. физиком Афанасием Кирхером. В книге Н.И. Борисова «Волшебный фонарь в народной школе», опубликованной в 1869 году, указывалось, что стеклянные диапозитивы, которые демонстрировались при помощи проекционного фонаря, использовались не только в высших учебных заведениях, но также в полковых учебных командах и народных школах.

А в начале века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школьной программы. В 1904-1905 годах появились превые диафильмы на целлулоидной пленке. Затем стали применять учебное кино и телевидение. Аналогично проходило применение аудиооборудования.

Сегодня учителя имеют в своем распоряжении компьютерную технику, которая универсальна для разработки средств наглядности и реализации принципа наглядности. Возможности информационных технологий в области отображения информации очень велики от деловой графики до виртуальной реальности. Интенсивно, особенно в последние годы, разрабатываются оригинальные компьютерные технологии, предназначенные для обучения и воспитания детей с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых. В этих условиях роль учителя в первую очередь заключается в определении целесообразности использования средств наглядности и разработке эффективной методики их использования.

Принцип наглядности основан на том, что в процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100 000, т.е. около 80 % сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Приоритетные направления развития ОУ
1. Программно-целевой проект «Успешный социально-мобильный студент». Цель: Создание оптимальных условий для развития, саморазвития, профессионального самоопределения и творческой самоактуализации личности. Обеспечение интеграции учебного и воспитательного процессов в колледже. Задачи: 1. Организаци ...

Физиологические закономерности обучения движениям школьников
Формирование произвольных движений у школьников происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей. Двигательная деятельность человека тесно связ ...

Процесс воспитания в вузе
Исторический опыт показывает, студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодёжи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru