Педагогика и воспитание » Речевая готовность детей к школе на занятиях по обучению грамоте » Развитие детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту

Развитие детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту

Страница 1

На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в процессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Данные преобразования в психике ребенка приводят к смене главных противоречий психического развития.

На первое место выдвигается несоответствие между старым «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его.

К 7 годам меняется социальная ситуация развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту. Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность.

Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником. Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности.

Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения. В окружение ребенка входит новый взрослый – учитель. Воспитатель выполнял материнские функции, обеспечивая все процессы жизнедеятельности воспитанников. Отношения с ним были непосредственные, доверительные и интимные. Дошкольнику прощались шалости и капризы. Взрослые, даже если и сердились, то скоро забывали об этом, стоило малышу сказать: «Я больше не буду». Оценивая деятельность дошкольника, взрослые чаще обращали внимание на положительные стороны. А если что-то у него не получалось, то поощряли за старание. С воспитателем можно было спорить, доказывать свою правоту, настаивать на своем мнении, нередко апеллируя к мнению родителей: «А мне мама сказала!».

Учитель в деятельности ребенка занимает иное место. Это, прежде всего, социальное лицо, представитель общества, которому оно доверило давать ребенку знания и оценивать успехи в учебе. Поэтому учитель является максимально авторитетным для ребенка человеком. Школьник принимает его точку зрения и нередко заявляет сверстникам и родителям: «А нам учительница в школе сказала .». Кроме того, оценка, которую дает в школе учитель, не выражает его субъективное личное отношение, а показывает объективную меру значимости знаний ученика и выполнения им учебных заданий.

Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе [7, с.78].

В детском саду обучение чаще всего ведется в игровой форме. Например, в гости к детям «приходит» зайка и просит нарисовать ему домик, «появляется» Незнайка и загадывает загадки.

Дошкольник имеет возможность действовать под влиянием собственных интересов и склонностей, выбирая особо привлекательный вид деятельности. В школе учебная деятельность обязательна для всех детей, она подчиняется строгому регламенту, жестким правилам, которые ребенок обязательно должен соблюдать.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Что такое сюжетные задачи
Сюжетная задача – математическая задача, в которой описан жизненный сюжет, а именно, количественная сторона реальных процессов, явлений и ситуаций; она содержит требования найти искомую величину по данным в задаче величинам и связям между ними. Цели решения сюжетных задач: Формирование у учащихся о ...

Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми старшего дошкольного возраста
После проведения диагностики с экспериментальной группой умственно отсталых детей была организована коррекционная работа по развитию игровой деятельности. Цель коррекционно-развивающей работы: развитие игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников. Задачи коррекционно-развивающей работы: о ...

Методология и принципы построения работы
Методология ознакомления дошкольников с родным краем базируется на конкретных научных подходах. Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях: Окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным ми ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru