Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 13

Вышедшие в начале XX в. учебники были разнохарактерными. Так, учебники, написанные российскими учеными-историками, оказались трудны для усвоения. Характеризуя их, учитель и методист И.Н. Иванов в числе недостатков называл обилие в них исторических выводов, обобщений, выделение на первый план философской мысли.

Поднимая вопрос о школьном учебнике, учителя тем самым актуализировали его значимость в обучении, вот почему они придерживались мнения, что учебник истории для школы должен писать не только историк, но и художник, чтобы за яркими картинками, понятными ученикам, следовали научные выводы и обобщения. П.Ф. Каптерев утверждал в связи с этим, что учебник должен быть написан образно, сжато и содержать в себе научные знания и в то же время быть доступным пониманию, простым в изложении.

Q6 учебниках, написанных учителями, следует сказать, что материал в них располагался так, чтобы выводы были результатом ранее изученного. Определяя требования к учебнику, учителя руководствовались опытом, а он подсказывал необходимость соблюдения следующих положений:

– научность;

– всестороннее изложение материала, характеризующего общественную жизнь;

– выделение наиболее главного;

– учет возрастных особенностей;

– высокое качество оформления.

Учебники по русской истории, согласно структуре курсов и их задач,

* делились на две большие группы:

1. Учебники элементарного содержания.

2. Учебники систематического курса.

Особые требования предъявлялись к учебникам элементарного курса. В их построении можно проследить единый подход: содержательная часть этих учебников касалась в основном политической истории, а все другие стороны общественной жизни освещались незначительно. Подобный подбор материала объяснялся задачами курса, сформулированными министерством просвещения:

• во-первых, исключение элементов научности;

• во-вторых, освещение лишь общих представлений о ходе исторического процесса.

Содержание учебников данного направления показывает, что они были ориентированы на решение чисто воспитательных задач, которые заключались в том, чтобы развить у детей чувство любви к родине, преданность престолу и отечеству. С этой целью история прошлого страны преподносилась в виде прекрасных поступков, героических подвигов, совершаемых народом во славу Отечества и государства.

Официальная педагогика объясняла такое построение наибольшей доступностью для понимания учащимися данного возраста исторического материала. В итоге история как таковая в этих учебных пособиях отсутствовала, ее место занимали отдельные факты, мало связанные между собой смысловым значением.

В целом учебники в их элементарном изложении, вследствие рекомендаций Министерства народного просвещения потеряли свою значимость и превратились в серию благочестивых и универсальных рассказов.

Из общей массы учебников элементарного курса наиболее авторитетным был «Элементарный учебник русской истории» А.Я. Ефименко (СПб, 1911.), первой женщины в России, получившей степень почетного доктора русской истории. Учебник был разделен на главы в соответствии с правлениями великих князей и соответствовал требованиям Министерства: хронологический подход, биографическое содержание. Вместе с тем автору удалось отобразить эволюцию государственного и общественного строя и даже культуру Древнерусского государства (история Киево-Печерского монастыря, «Поучения» В. Мономаха и др.).

Положительным моментом в содержании данного учебника можно считать стремление показать взаимосвязь истории славян с историй других стран.

Кроме учебника А.Я. Ефименко, в младших классах мужских гимназий и реальных училищ работали по учебникам И. Беллярминова «Элементарный курс всеобщей и русской истории» (СПб., 1910.), В. Пузицкого «Отечественная история в рассказах для младших классов средних учебных заведений» (М., 1905.), М. Острогорского «Учебник русской истории с рисунками, картами, таблицами и вопросами для повторения» (СПб., 1907.). Изложение материала в этих учебниках дано по царствованиям. Кроме того, событиям внутренней истории почти не уделено внимания (в этом смысле учебник А.Я. Ефименко гораздо удачнее, так как описывал экономические и политические стороны жизни России, что позволяло проследить развитие исторического процесса). Учебники данных авторов отличались сухостью и сжатостью изложения материала.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое по теме:

Средства и методы развития гибкости
Гибкость – подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости: – активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям; – пассивную, максимальная величин ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
Умственно отсталые дети – это весьма полиморфная группа, в которой подавляющее большинство составляют дети-олигофрены (от греческого oligos – малоумный). Проблемам умственной отсталости в отечественной специальной педагогике всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним е ...

Как изучалось творчество
Исследования творчества ведутся в нескольких направлениях 1. Изучение опыта ученых, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда. Но анализируя условия, в которых родилась идея или откристаллизовалась в сознании проб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru