Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 12

В учебнике СМ. Соловьева заметно превалирует политическая история, а о «низших классах» даны лишь «самые короткие заметки». Но в начале 1860-х г. даже сама постановка вопроса о «подробностях внутренней жизни» всячески приветствовалась критикой.

К недостаткам данного учебного пособия современники относили включение в учебник остро дискуссионных, спорных идей, не вполне проверенных гипотез (например, о возникновении феодальной собственности на землю только в княжение Ивана III).

Книга СМ. Соловьева, несмотря на содержащиеся в ней спорные утверждения, бьша несомненным научным достижением историка. Однако ее методический аппарат вызывал также меткие нарекания: «В периодическом отношении еще много можно желать от Учебника Соловьева», – отмечал Н.А. Добролюбов. Не принимая во внимание возможности учащихся в усвоении материала, ученый мало заботился об его объеме, о наглядности изложения. Критики указывали на некоторую перегруженность пособия второстепенными фактами. Как существенный недостаток отмечалось отсутствие географических карт, схем, хронологических и генеалогических таблиц, а также использование сложных оборотов речи (в пяти последних переизданиях, осуществленных М.С. и СМ. Соловьевыми, при участии В.О. Ключевского, указанные недочеты были устранены).

Несмотря на ряд недостатков, «Учебная книга» СМ. Соловьева вплоть до 1915 г. считалась одной из лучших по предмету и выдержала 14 изданий. В 1879–1880 гг. были сделаны её французский и хорватский переводы, где история России представлена как цепь взаимосвязанных событий, что противоречило министерским установкам о биографическом методе изложения.

В этот же период в исторической науке была разработана ученым М.М. Богословским государственная теория русского исторического процесса, согласно которой государственная целостность и порядок могут быть обеспечены только в условиях самодержавия. Данная теория нашла отражение в учебниках официального направления.

Новое видение истории землевладения, крепостничества, финансовой и налоговой политики, аграрных отношений дал историк СБ. Веселовский, который придерживался мнения, что не учитывать всего этого в школьном историческом образовании – значит не делать подлинной истории своей страны.

Заметный след в становлении школьного исторического образования оставил В.О. Ключевский. Занимаясь исследованием проблем русской истории, он выработал свою периодизацию исторического пути России, согласно которой история страны была поделена на четыре периода, каждый из которых получил ясную характеристику. Ученый внес новые идеи в изучение истории крепостного права на Руси. Основываясь на глубоком изучении документального материала, он разработал теорию «безуказного закрепощения крестьян».

Новые подходы к изучению истории России не могли не получить должного отражения в школьных учебниках. Вкладом историка в школьную систему можно считать написанные им учебные пособия «Курс русской истории» и «Краткое пособие по русской истории», предназначенные для учащихся средних школ.

В подходе к изучению истории ученый советовал руководствоваться двумя методами: субъективным и объективным.

Он считал, что использование этих методов даст возможность сформировать изучающим историю видение изучаемого явления посредством использования сравнительно-исторического метода. Такой подход требовал, чтобы содержание школьных учебников было построено на основе научно проверенных фактов. Это исключало возможность анекдотичности, отступлений от истины.

О необходимости объективного преподавания истории открыто высказывались и учителя.

Недовольство учителей существующими школьными учебниками вызывали не только содержание, но и стиль изложения. Учебники порой были написаны сухим, казенным языком и трудно воспринимались учениками.

Вопрос, каким быть школьному учебнику по русской истории, был продиктован реальной действительностью, но она показала, что в обществе произошла смена ценностных приоритетов. Содержание школьных курсов необходимо было строить с учетом новых тенденций. Недовольство министерскими учебниками заставило взяться за их составление ученых историков и учителей. Проектов оказалось так много, что Ученый комитет был не в состоянии принять их на рецензирование. В итоге учителям истории было дозволено пользоваться вариативными учебниками при условии их соответствия содержанию программ.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое по теме:

Организация домашней учебной работы
Один из видов самостоятельной работы – домашняя работа. Ее главная цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся. Видами самостоятельной работы учащихся являются задания на каникулы, ...

Выявление уровня активности подростка
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую взрослые забывают, что процесс этот начинается уже в ...

Экспериментальная работа по использованию подвижных игр в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Для того, чтобы выявить влияние подвижной игры на развитие двигательной активности у детей 6-7 лет, было организовано и проведено исследование на базе МДОУ. В детском саду функционируют 8 групп. Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой. Задачи: охрана и укрепление ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru