Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 11

И вновь ситуация показывает, что проблема исторического образования оставалась неразрешенной, так как политика правительства в этой области не соответствовала требованиям времени.

Вышеизложенные проблемы сказались и на содержании учебников. Господствующие положения в школьном мире занимали учебники официально-охранительного типа. Их содержание показывает направленность политики Министерства народного просвещения по ограничению исторических знаний.

Развитие исторической науки, возросшие требования общества к качеству знаний выпускников школ поставили вопрос о содержании школьных учебников по истории. Над решением проблемы размышляли многие чиновники, ученые, учителя. Мнение последних в решении столь важного вопроса было особо значимо, так как именно они видели положительные и отрицательные стороны рекомендуемых к использованию учебников.

Появление учебников и пособий как источника знаний имеет свою историю.

Начальным этапом рождения учебника было его представление в рукописном варианте для рецензирования в Учебный комитет, где пособие могло находиться долгое время без всякого движения. Чаще всего рецензии содержали указания типа «книга содержит много лишнего», но подробного анализа, советов автору при этом не давалось. Если же автор настаивал на выходе в свет своего пособия, то он вынужден был его переписывать с тем, чтобы привести работу в соответствие с требованиями Министерства, главными из которых были: насыщенность датами, именами царствующих особ, церковных служителей высшего ранга и полное отсутствие каких-либо научных сообщений и умозаключений. Многие исследователи, в том числе Н.И. Торнау, констатировали, что «ученый Комитет допускает в качестве учебных руководств издания, искажающие действительность».

Установившаяся практика допуска учебных пособий в школу привела к тому, что издаваемые учебники практически не совершенствовались. Например, учебник Д. Иловайского издавался 44 раза без дополнений.

Однако в освещаемый период всё более прочные позиции стало завоевывать либеральное направление общественной мысли, которое и определило новый подход к содержанию школьных учебников.

Конец XIX – начало XX века оставили в исторической науке заметный след. Широкую известность получили имена русских ученых-историков: СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.И. Кареева, Р.Ю. Виппера и др. Они по-новому подошли к освещению целого ряда проблем в исторической науке, способствовали развитию школьного исторического образования.

Заслугой СМ. Соловьева стало развитие теории «органического развития России», согласно которой в истории ничто не может заканчиваться вдруг. События изучаемого периода, по мнению ученого, должны иллюстрировать рассматриваемые процессы и закономерности. Особый акцент сделан на анализе фактов, ибо «для всякого неглупого мальчика интереснее будет знать, как жили, чему верили, что умели наши предки, – нежели заучивать бесчисленные имена князей и воевод, да годы войн». 2 В лекциях ученый неоднократно замечал слушателям, что конкретные подробности какого-либо вопроса должны быть известны им со школьной скамьи. Представляет интерес суждение В.О. Ключевского о связи и отношении гимназического преподавания по истории к университетскому в преподавательской деятельности СМ. Соловьёва: «Учитель истории рассказывает ученикам, что было; профессор рассуждает со студентами, что это былое значило…». Но Соловьёв так рассуждал со студентами о былом, что они живо представляли себе, как это происходило; желательно, чтобы учитель так рассказывал о былом, чтобы ученикам хотелось рассуждать о том, «что оно значило».

В журнальных статьях данного периода отмечалось, что интерпретация исторических событий ученым не оставляет места для идей о мистической предопределенности исторического процесса: ведь ученики знакомятся с основными законами развития человеческого общества. Теория «органического развития России» С.М. Соловьёва позволяла сделать вывод о собственном пути развития России. Эта теория прочно вошла в содержание школьных учебников по русской истории. Один из таких учебников, предназначенных для гимназий, – «Учебная книга по русской истории для средней школы» (1859-1860) – был написан самим профессором. Изложение учебного материала отличалось конкретностью, внутренней логичностью. Заметно расширены были хронологические рамки повествования, подробно описаны события политической жизни XVIII и первой половины XIX вв. Ученому удалось показать связь русской и всеобщей истории. Этот факт вызвал обвинения критиков из лагеря славянофилов в отсутствии патриотизма, в преклонении перед западными политическими формами. Однако, по мнению С.М. Соловьева, только подобный подход дает возможность «понять себя как европейца и вместе как русского».

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другое по теме:

Методика изучения темы "Четырехугольники"
Четырехугольники - традиционный для курса планиметрии материал. Как и треугольник, четырехугольник трактуется в одних учебниках как простая замкнутая четырехзвенная ломаная, в других - как часть плоскости, ограниченная такой ломаной. Из всевозможных четырехугольников выделяют выпуклые. Во всех дейс ...

Прогноз положительных результатов реализации программы
1) повышение качества обучения, которое может быть выражено: • увеличением количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»; • увеличением количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов; • увеличением количества победителей предметных ...

Исследование развития навыков диалогической речи учащихся через использование ролевых игр на уроках немецкого языка
Место проведения: Славгородская школа-лицей №17 Время проведения: 17.01.2008 по 22.02.2008 Периодичность: 3 урока в неделю. Участники: учащиеся 7 «В» класса: 1. Ветлугин Руслан 5. Больт Владимир 2. Ветлугина Эльмира 6. Шишкина Анастасия 3. Курпатова Валерия 7. Криневич Евгений 4. Медведев Николай 8 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru