Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Страница 9

Решительную борьбу с официальным историческим школьным образованием повели революционные демократы В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. В своих рецензиях и статьях они подвергли критике не только многие современные им учебники по истории, но и общую постановку школьного исторического образования в России в середине XIX столетия. Н.Г. Чернышевский в своих работах отмечал, что никакая другая наука больше истории не развивает мыслительной силы, поэтому он постоянно критиковал реакционное понимание истории, выражавшееся в нагромождении случайных фактов, преимущественно относящихся к истории военных походов, внешних завоеваний и действий царей и полководцев.

Они выступали также с тем, чтобы преподаваемая детям история прежде всего соответствовала современным требованиям науки и отражала целостную, стройную и вполне научную систему взглядов. 2

Цель школьного обучения революционные демократы видели в умственном развитии подрастающих поколений, воспитании у них гуманизма, любви к Родине и народу, демократических убеждений. Из отдельных высказываний революционных демократов можно выстроить характерную для данного течения методическую систему школьного обучения истории, тесно связанную с их философскими и общественно – политическими взглядами. В основных чертах эта система может выглядеть следующим образом:

1. Школьный предмет истории как фактор формирования человеческой личности. «История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания»; «не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно». 3

2. Воспитательное значение истории. «Ученики хотят знать, что же сделали старшие поколения, и что после них осталось незавершенным». (В.Г. Белинский). «Необходимо проследить историю предмета… чтобы решить, удовлетворяет ли он в том виде, какой имеет теперь, настоящим отношениям». (Н.А. Добролюбов).4

3. Всесторонний анализ исторического знания. Оно «только потому и

драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без идей – сор для головы и памяти». (Н.Г. Чернышевский). Идеи, освещающие факты, должны быть не «извне и насильственно» им приданы, а «прямо и строго» выведены из них самих. (Н.А. Добролюбов).

4. Освещение фактов в школьном курсе не может быть

бесстрастным, оно всегда должно содержать выражение определённого «взгляда на исторические события». (В.Г. Белинский).

5. Школьный курс истории призван дать не отрывочные знания об отдельных фактах, а представление «об историческом процессе,… об отдалённых причинах и последствиях каждого события». (В.Г. Белинский). Школьный курс истории должен быть научным и раскрывать закономерности исторического процесса. Школьные курсы должны содержать историю народа, прежде всего трудящихся масс. 2

6. Из школьных курсов истории необходимо исключить множество дат, имён, «толпы чисел». Важные факты должны излагаться «с обстоятельностью, необходимой для того, чтобы дать о них живое понятие». (Н.А. Добролюбов).

7. Школьный курс истории должен быть эффективным, а для этого нужно постоянное обращение к мысли, к чувству учащихся, «чтобы ни один факт, ни одна личность не оставалась в голове учащегося праздным словом, а непременно возбуждала бы его мысль, воображение, даже привлекала бы его сердечное участие», «чтобы факты запечатлевались в уме и воображении, а глаза… видели не только буквы, но и картины». (В.Г. Белинский); 4 «запомнить то, что добыто собственною рассудочною деятельностью, уже не трудно, потому что память находит здесь помощь во всех остальных душевных способностях». (Н.А. Добролюбов).

8. Школьные учебники истории должны представлять собой не сухой конспект курса, а будить и вести мысль учащихся, создавать в их сознании исторические образы.

В конце XIX – начале XX вв. правительство озаботилось разработкой рядов проектов реформ в области образования. Наиболее значительными были проекты реформ в системе профессионального образования (1915 г.), средней школы (1916 г.), подготовленный под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева, однако они остались нереализованными. Фактически система народного образования, сформировавшаяся в конце XIX в., оставалась неизменной вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Другое по теме:

Решение трудностей изучения раздела учащимися
При изучении данной темы можно столкнуться со следующими сложностями: · непонимание учащимися понятия «алгоритм»; · неправильное приведение примеров алгоритма (не выполняются все его свойства, команды не входят в систему команд исполнителя); · неправильное представление алгоритма в виде блок-схемы; ...

Понятие, виды и функции воображения
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для ч ...

Счет с участием разных анализаторов, упражнения в запоминании чисел
Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетают с тренировкой в счете с участием различных анализаторов: в счете звуков, движений, в счете предметов путем ощупывания. Упражнения по-разному комбинируют. Например, дети отсчитывают столько же игрушек, сколько звуков о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru